Москва — Суводи не маршрут, а дорога домой

Когда приходит в столицу весна, супруги Елизавета Александровна и Александр Михайлович Бонч-Осмоловские начинают собираться на небольшой островок в лесах Вятского края — в Суводи, ставшие их вторым домом. Москвичи в первом поколении, они с радостью ждут встречи с тихим посёлком, его умиротворением, с его радушными и бесхитростными в общении жителями, простотой быта.

«День ведь у нас как здесь складывается? — рассказывает Александр Михайлович. — Утром ушли в лес — а обед только в пять, когда вернулись. А чаще всего берём палатку и остаёмся на ночёвку».
В 1982 году первый раз Бонч-Осмоловские приехали в Суводи вместе с друзьями по приглашению Альберта Михайловича Устюжанинова, бывшего в то время преподавателем Суводского лесхозтехникума, останавливались у этого гостеприимного человека, ходили вместе на рыбалку, поохотиться.
С тех пор, не пропуская ни одной весны, супружеская пара приезжает сюда по бездорожью на своём автомобиле, целенаправленно распрощавшись на время с компьютером, Интернетом и прочими благами современного мира.
Поняв, что Суводи — это навсегда и они обязательно когда-нибудь покажут эти места внукам, Бонч-Осмоловские купили старенький дом. Его-то мы и собрались посетить, узнав, что известные в Суводях люди как раз приехали туда недавно.
…В дом как будто въехали на днях, потому как в нём нет и намёка на комфортные излишества, которые могла бы семейная пара захватить с собой из мегаполиса. Топилась печь, пахло сушёными грибами.
Елизавета Александровна — человек, знающий о микробах всё, особенно о тех, которые выживают при высоких температурах. Она доктор биологических наук, замдиректора института микробиологии имени С.Н. Виноградского Российской академии наук. За несколько дней до нашей встречи Елизавета Александровна вернулась с конференции, проходившей на Азорских островах.
У неё есть своя научная лаборатория в стенах института. За полезными мельчайшими микроорганизмами, используемыми в производстве стирального порошка, в пищевой и сельскохозяйственной промышленностях, при анализе генетического кода и отправляется Елизавета Александровна с коллегами в экспедиции, собирает пробы для дальнейших исследований. Однажды ей даже пришлось опускаться в батискафе на глубину две тысячи шестьсот метров во время Международной экспедиции на корабле «Аталанте», принадлежащем Европейскому институту моря во Франции. Оказалось, у подножия вулкана — место погружения учёных — целый оазис жизни: масса микробов, которыми питаются морские животные.
Ещё один пункт многолетней работы лаборатории Елизаветы Александровны — Кроноцкий заповедник полуострова Камчатки. Там, в кальдере (обширная котловина вулканического происхождения с крутыми склонами) вулкана Узон, есть огромное количество горячих источников, а значит, и термоустойчивых микробов. Недавно лаборатории, единственной из 16 стран-участниц, вручили Европейский грант за новые ферменты микробов, добытых как раз на Камчатке, они применяются в генетике.
Не менее интересная работа и у Александра Михайловича Бонч-Осмоловского. После окончания мехмата МГУ он 30 лет трудился в Институте атомной энергии. А сейчас является специалистом в области сравнительно новой для нашего государства — интеллектуальные системы безопасности, разрабатывает компьютерные программы по распознаванию образов. Например, номеров автомобилей, грузовых вагонов поездов. Интеллектуальные системы могут автоматически выявить аварийные и внештатные ситуации, правонарушения.
Узнав, что мои герои ещё и инициаторы создания в Суводях фонда очистки от мусора и сдвиги этой идеи уже ощущаются, я перестала и думать над тем, что, может, Бонч-Осмоловским всё же выбрать место для отдыха поближе к столице. Нет, не ради праздного путешествия они приезжают сюда, а спешат на встречу, торопятся на свидание со своей тихой родиной.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 1