Пристанище усопших — забота живых

Для каждого из нас кладбище является местом скорби. Мы неосознанно чураемся обители мёртвых, стараясь без надобности обходить её стороной. Кресты и надгробные камни навевают тоску, угнетают, а то и пугают.

Ближайший к нашему райцентру погост находится на границе двух населённых пунктов: села Спас-Талицы и Оричей. К сожалению, сегодняшний управляющий кладбищем — администрация Спас-Талицкого сельского поселения не знает ни точную дату, ни первоначальное место его основания. Есть мнение, что оно возникло на территории существующего сегодня в центре села парка, возле церкви, также неподалёку от детского дома, а первые захоронения были сделаны ещё в довоенные годы. Всё, что осталось в наследство, — это 65 томов похоронной книги, в которую вписаны имена тех, кто погребён на местном кладбище, занимающем 5,67 гектара земли.
До 2008 года обязанности по уходу за территорией кладбища выполняло управление ЖКХ, затем после ряда реорганизаций и сокращения ставки смотрителя оно было передано Спас-Талицкому муниципалитету. Новое владение тяжёлым беременем повисло на бюджете села, и без того с трудом тянущего финансовую ношу. За кладбищем нужен постоянный уход: это расчистка территории от снега зимой, окашивание травы летом, валка леса для увеличения площади, а также борьба с совершением несанкционированных захоронений.
Вот ведь как получается: земля на кладбище выделяется бесплатно, а родственники усопших то ли от незнания, то ли ввиду каких-то иных причин, обходят стороной установленную законом регистрацию захоронений. Нужно лишь предоставить главе поселения свидетельство о смерти, и тогда имя умершего будет внесено в похоронную книгу, а место погребения зафиксировано и отмечено на бумаге. На деле же всё происходит иначе. Похоронная процессия, минуя официальные структуры, направляется на погост. Конечно, наказание за такие действия не последует, но вот найти место захоронения в случае потери документов будет уже затруднительно. Хотя в недолгой практике Ирины Михайловны Ершовой в качестве ответственного за кладбище есть и такие случаи, когда, благодаря своевременно сделанным записям в похоронной книге, были найдены пропавшие без вести родственники.
На широкую ногу поставлен бизнес местных калымщиков, которые за определённую плату помогут выбрать место, выкопать могилу… И вновь в обход закона: без отметки у ответственного за кладбище, без отчётов о полученной прибыли в налоговую службу. Вот и выходит, что горе одних людей служит средством наживы для других. Оно и понятно, всё-таки сложно привлечь инвесторов на такое специфичное мероприятие. Но в то же время в Оричевском районе существуют несколько частных ритуальных контор, и некоторые из них вполне серьёзно рассматривают возможность обслуживания кладбища.
А пока погост возле деревни Шишкины продолжает зарастать бурьяном и мусором. Не лучшее место, где хотелось бы навестить своих усопших родственников. Хорошо бы было перенять культуру европейских городов, к примеру Парижа, чьи жители не считают кладбище только местом печали и скорби, как это принято у русских. Это место воскресных семейных прогулок на свежем воздухе или романтических встреч. Кладбища современного Парижа вписаны в городскую структуру и приравнены к паркам и садам. Многие окна самых фешенебельных домов смотрят на кладбища, и владельцы таких квартир, зачастую весьма дорогих, не сетуют на мрачное соседство, а напротив, рады ему: ведь они ограждены от посторонних взглядов, а по утрам вместо шума машин их будит пение птиц.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 4