Год космонавтики глазами космонавта-100

— 2011 год в честь 50-летия полёта в космос Юрия Гагарина объявлен Президентом РФ Годом космонавтики. По вашему мнению, не стало ли отношение общества к космонавтике слишком обыденным?
— Первый полёт, когда полетел Юрий Алексеевич Гагарин — это явление неординарное. Я служил в армии, когда Левитан объявил по радио о полёте. Был общий душевный подъём.
Сегодня космос — это работа. Но трудности те же самые.
Ждёте ли вы глобальных изменений в космонавтике в 2011 году?
— Глобального ничего не произойдёт — закономерная работа по программе исследования космоса. В 2011 году будет завершено создание системы ГЛОНАСС, чтобы можно было вести наблюдение поверхности нашей Земли оперативно и точно. Автоматическая станция «Фобос-Грунт» отправится к спутнику Марса Фобосу. Ведутся работы по созданию нового космодрома, будет очень активно развёрнуто строительство.
— Как встречают Новый год на орбите?
— Я ни разу не встречал Новый год на орбите. Хотя во втором своём полёте должен был, но заболел командир, и посадка наша была завершена досрочно. Но в космосе всё как на Земле — космонавтам присылают подарки, у них даже есть ёлка. Но на орбите мы двенадцать раз за сутки облетаем Землю, так что новогоднюю полночь можно встречать, находясь и над Камчаткой, и над Сибирью, над Москвой, над Хьюстоном.
— Людям присуще чувство страха. Каково эмоциональное состояние космонавта перед полётом?
— Да, чувство страха присуще людям, но не космонавтам. Космонавты знают, куда отправляются, готовятся к своему полёту, иррационального страха нет. Есть чувство ответственности, тревоги, скажем, при аварийных ситуациях во время старта у предыдущих экипажей — в это время, фиксируют врачи, и пульс учащается. Когда открываешь люк и выходишь в открытый космос — тоже очень тщательно фиксируешь все свои движения. А второй полёт — это уже просто работа, стрессов нет.
— Как спят космонавты на станции?
— Космонавты спят в спальных мешках. Сегодня условия лучше — есть даже каюты для сна; да и на станции «Мир» уже было две каюты — для командира и бортинженера. Когда гости прилетают, они располагаются в разных уголках станции в спальных мешках. Но это, я вам скажу, даже неплохо. Залез в спальный мешок — и ты уже дома. Проснулся, свернул мешок — и ты на работе. Сны снятся самые разные, необязательно земные — некоторые связаны с предстоящей или прошедшей работой. Но сон крепкий, космонавт высыпается, он расслаблен — отчасти из-за невесомости.
— По вашему мнению, существует ли инопланетный разум?
— Никаких НЛО никто из нас не видел, никогда не общался с инопланетянами. Много лет человечество пытается связаться с иными планетами, есть большие радиотелескопы, которые посылают сигналы в космос, но пока ответов не получили. Науке инопланетный разум неизвестен, хотя не исключено, что он где-то есть.
— А как насчёт космического туризима?
— Он существует, и туристы летают, правда, не по профсоюзным путёвкам, как говорил Сергей Павлович Королёв. Пока такие полёты стоят очень дорого, однако есть люди, увлечённые космосом, которые, наверное, воплощают детскую мечту, заработав большие деньги. Думаю, космический туризм будет развиваться.
— Существуют ли в вашей семье традиции встречи Нового года?
— Традиции у нас, как у всех — встречаем в кругу семьи, непременно ёлка, подарки, гирлянды. Несколько лет подряд встречали на даче. Возле неё уже выросла ёлка. Хотелось, чтобы зима была снежной, тогда вновь будем встречать с детьми и внуками на даче. Оричанам счастливого Нового года!

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

48 + = 50