Люди достойны уважения, а история — памяти

13 января отмечается День российской печати. Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости». Он носил название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». Пётр I рассматривал газету как важное средство борьбы за проведение реформ и утверждение могущества Российской империи.

Меняются времена, меняются люди, меняется власть, призванная думать о будущем государства и народа. И вот под занавес уходящего года пресса фиксирует заявление Председателя правления Института современного развития, который, кстати, называют мозговым центром Президента Медведева, Игоря Юргенса. По его мнению, модернизации России мешает «архаичность» русского народа, не приобщённого в достаточной мере к «городской культуре». «На западе люди переселились из деревни в город уже давно, — сказал Игорь Юрьевич, — поэтому у них в сознании закрепилась индивидуальность: нужно пробиваться, надеяться на себя, развиваться, расти. Русские ещё очень архаичны. В российском менталитете общность выше, чем личность». Всё это мешает развитию гражданской позиции у большинства россиян. «Мы не граждане, а какое-то племя», — считает Юргенс. Но перспектива у нас всё-таки есть, ибо к 2025 году «русский народ станет ментально совместим в восприятии демократии со среднестатистическим прогрессивным европейцем».
Возникает вопрос, почему русскому народу необходимо быть с кем-то ментально совместимым? Почему не китайскому, не американскому, не тому же европейскому народу, а именно русскому?
Совсем не случайно ведущие историки страны сегодня говорят о том, что жизнеспособности русской цивилизации угрожает, прежде всего, изменение образа жизни. Идея «золотого тельца» вот уже десятилетия прививается русскому человеку как конечная цель бытия. При этом нарушается целостность российского менталитета, утрачиваются фундаментальные ценности русской цивилизации: наличие национальной идеи, ценностное преемство, преемство между поколениями, трудовая этика, сакральность государственной власти, взаимопомощь, доброта, открытость и т. д.
И, наверное, именно к господину Юргенсу, да и ко многим из нас, могут быть обращены сегодня слова русского религиозного философа и национального мыслителя прошлого века Ивана Ильина: «Пусть не думает, что мы слабее или хуже всех народов; пусть не судит легкомысленно или предательски о славянском племени; пусть не корит наших предков; пусть не тоскует и не трепещет за судьбы наших внуков. Но пусть в молитвенной уверенности борется за Россию и ожидает грядущих событий и свершений… Ни один народ в мире не имел такого бремени и такого задания, как русский народ. И ни один народ не вынес из таких испытаний и из таких мук — такой силы, такой самобытности, такой духовной глубины. Тяжек наш крест. Не из одних ли страданий соткалась ткань нашей истории? И, если мы, подчас изнемогая, падаем под бременем нашего креста, то роптать ли нам и хулить ли себя в час упадка, или молиться, крепиться и собирать новые силы?..»
В декабре о необходимости приватизации государственных СМИ, принадлежащих органам власти, в своём послании Федеральному Собранию заявил Президент Дмитрий Медведев. Власти, особенно региональные, «не должны быть владельцами заводов, газет, пароходов», пояснил глава государства. Процесс приватизации региональных СМИ планируется начать уже в 2011 году. Это заявление главы государства не могло не вызвать бурной полемики. И хотя чаще всего она сводится к ограничениям возможности региональной и муниципальной власти информировать население о своей деятельности, публиковать необходимые правовые акты, а также к нарушению равного доступа к СМИ в предвыборные кампании, для меня главными остаются вопросы: А что, у государства уже напрочь отсутствует национальная идеология, проводником которой и должны служить государственные СМИ? Что, уже пришло время полной анархии в умах людей, которую очень просто могут насаждать частные СМИ, если только не будут ориентироваться на систему нравственных ценностей? Ведь для конечной цели их деятельности — зарабатывания денег — это как раз не важно.
И совсем не случайно в данном контексте заявление независимых издателей Кировской области главе региона Н. Белых о необходимости приватизации «районок». И не свобода районных газет беспокоит их больше всего. Тут лукавить нет необходимости. Прекрасно понимают они, что если правительство области перестанет поддерживать финансово районные газеты, большая часть из них «умрёт». Кому от этого станет лучше? Не думается, что жителям отдельно взятых районов. А вот убрать с рынка печатных услуг сильного конкурента для «независимых» бальзам на душу. А потому выражают они губернатору свои сомнения по поводу объективности, актуальности, качества публикуемой в «районках» информации. При этом почему-то во главу угла ставят рекламный рынок, а не собственно информирование населения.
Да, сегодня можно полемизировать о качестве журналистских текстов, но ведь и не только в районных газетах. Но именно «районки», а не городские газеты, продолжают сохранять в своих публикациях тот деревенский дух, тот русский менталитет, ту открытость и искренность души человеческой. И именно «районки» не по указке сверху, а по той незримой внутренней «цензуре» предпримут все усилия, чтобы не допустить, пусть даже и за деньги, на свои страницы грязь и откровенную ложь, потому что они сопринадлежны этому обществу, ответственны перед ним и уважают его. И давно уже не является «районка» настоящим средством пропаганды и агитации (исключая предвыборные публикации). А главным для неё остаётся простой человек российской глубинки, его жизнь, его заботы и проблемы.
В заключении мне бы хотелось чуть перефразировать слова Петра I «достойны знания и памяти» оричан все дела и события, происходящие на нашей малой родине — в Оричевском районе.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 6 = 10