Учительница для красноармейцев

«Вот бы два десяточка лет долой, пошли бы быстрей ножки, крепче стали бы руки, острее взгляд» — об этом мечтает каждый пожилой человек, особенно тот, который не привык сидеть без дела и всё время страшится стать обузой для детей.
День Екатерины Михайловны Кряжевой, девяностолетней жительницы Шалегова, проходит в заботах, только сейчас вот уже несколько лет не она заботится о своей семье, а о ней заботятся родные люди: не мёрзнут ли ноги, сыта ли их старая мама, может быть, нужно ей почитать…

На коленях старушки журнал «Пенсионерская правда», в нём житейские истории, новости о жизни пенсионеров и вообще, и она читает, что покрупней написано, и даже без очков. А ведь Екатерина Михайловна более тридцати лет была учительницей — сколько прочтено ею книг, детских школьных тетрадок, упражнений! О той своей жизни многое ещё хранит память старого педагога.

Учительница провожала детей домой
Стать агрономом у Кати Горевой (девичья фамилия) не вышло, потому что родители не хотели отпускать дочь далеко от дома, вот она и поступила на учительницу начальных классов в родное Халтуринское педучилище. В 1939 году по окончании учёбы девушка покинула свою деревню Дыры и приехала преподавать в Саввичёвскую начальную школу Оричевского района.
«Классы в то время были большие, — вспоминает Екатерина Михайловна, — со всей работой справлялись мы вдвоём с ещё одной учительницей». Много было и деревень тогда в округе, некоторые находились довольно-таки отдалённо от школы, и Екатерина Михайловна провожала детей домой, дабы не напало зверьё.
Примечателен факт, что Е.М. Кряжева во время войны по поручению военкомата обучала допризывную молодёжь ездить на лыжах и стрелять из винтовки, хотя сама была молоденькой девчонкой.
По-разному учились школяры, бывало и проказничали. Однажды группа мальчишек подожгла бочку с бензином, и та взорвалась. Один из горе-поджигателей получил массу ожогов, и учительница преподавала ему на дому. В благодарность за строгость, справедливость и отзывчивость, уже став взрослыми, ученики непременно навещали свою учительницу, когда бывали в деревне.

Мужские роли доставались активистке
Так уж бывает, что порой своим родным детям не хватает внимания от родителя, если тот учитель. Екатерина Михайловна тоже подолгу задерживалась в школе, кроме профессиональной деятельности, она, как и все её коллеги, занималась общественной работой: перепись населения, скота, агитатация.
Когда Саввичёвскую школу закрыли, и учить стало некого, Екатерина Кряжева устроилась работать в местный Дом культуры. «Я участвовала во всех спектаклях, концертах», — рассказывает она. Очень даже неплохо получались в её исполнении мужские роли, такое амплуа ещё диктовала и война.
С победой возвращались в деревню отцы, братья, мужья. Вернулся в Саввичи и Александр Кондратьевич Кряжев, будущий супруг Катерины, ещё до войны он обещал увезти девушку, как вернётся, жить в Ленинград. Но никуда не поехали они, потому что из всех четверых сыновей в семье он вернулся единственным, теперь только вся надежда родительская оставалась на него.
Дружную семью создали Екатерина и Александр. Он — известный во всём околотке кузнец. Родилось четверо детей. Только давно уже нет в живых Александра Кондратьевича: кузнечное дело сказалось на здоровье мастера. И может быть, не так и волнует теперь Екатерину Михайловну тот факт, что в этом лишь году ей присвоен статус вдовы участника войны: кому как не ей знать, что он был солдатом, мужем и другом.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

70 − = 68