В Монастырщине весна

По пути на Монастырщину весна сменяется зимой. Только что была вытаявшая дорога, а вот впереди — снежная укатанная, и даже, кажется, в полях здесь снега больше.
Село притихло, посерело из-за мартовской сырости. Тут давно нет детсада, относительно недавно — школы. Правда, имеется Дом культуры, и это вдохновляет живущих в Монастырщине. Два магазина — частный и райповский. И сельхозкооператив как место работы большинства трудоспособного населения.
Увы, приходится констатировать тот факт, что очень многие представители местного трудоспособного населения пьют, и запой дня на три в таком случае — это печальный минимум. Можно долго обвинять людей в безалаберности и глумлении над собственной жизнью, да только как же обычному, среднему большинству прикажете поднимать себе настроение в таких условиях, где оптимизму места не очень много? Конечно, есть такие люди, которые живут в селе, трудятся, держатся — но это те, у кого соответствующее воспитание, сила воли, убеждение, в конце концов мудрость, родителями заложенная. Такое духовное богатство за плечами не у всех — так всегда было. Другое дело, что в иные времена людей поддерживало государство. Спортивными секциями, социальной защищённостью и возможными перспективами…
Сейчас того нет. Так что иным селянам для бодрости духа помогает «она, родимая». После такого в сельхозкооперативе возникает проблема с кадрами. А если плохо хозяйству — плохо и работающим. Получается замкнутый круг, выбраться из которого поможет только чудо… или мудрая государственная политика.
Обо всём этом председатель Сергей Викторович Смирнов не говорит. Он спокоен и радуется хотя бы тому факту, что после всех перипетий «Дружба» продолжает жить. Началась предпосевная подготовка техники. Из 16 тракторов некоторые весьма условно можно назвать техникой (новые не покупались уже очень давно), но многие ещё приводят в рабочее состояние. И механизаторы этим занимаются. Например, Василий Фёдорович Пономарёв — и тракторист, и вальщик, и мельник, и сварщик. И Евгений Анатольевич Савиных тоже разбирается с неновой техникой.
И вот ещё один маленький штришок к тому, что живо хозяйство — в «Дружбу» привезли хлеб. Сразу тянет хлебным ароматом, и в кабинет бухгалтерии идут работники — брать буханки под зарплату.
— Вспахано у нас 200 гектаров, — рассказывает С.В. Смирнов. — И семенами мы запаслись своими собственными. Будут у нас однолетники на силос. С викой дело обстоит хуже — её надо покупать, а после жаркого лета стоить она, конечно, будет немало.
Есть вариант у хозяйства продать сено — его покупают с удовольствием, а у «Дружбы» есть излишек — лежит в рулонах вдоль дороги, дожидается покупателя. Однако нужна техника для вывозки и погрузки, а с этим проблема.
Как, собственно, и с надоями. Диплом I степени победителю районного соревнования за увеличение производства молока, получившему прирост валового производства молока 41 процент к уровню прошлого года, выдан «Дружбе» в 2010 году. Увы, в этом году картина с молоком отнюдь не радужная: из-за упомянутого в начале материала человеческого фактора пришлось перейти на двухразовое доение: работников зачастую взять просто негде. Коровы отреагировали по-своему — падением надоев. Может быть, к лету ситуация и выправится. Но надежд на это не так уж много.
— Я помню, как делались прогнозы, что хозяйства не будет через год, — говорит Сергей Викторович. — С тех пор прошло более двух лет, а мы держимся.
Наверное, частью потому, что и люди понимают: не будет хозяйства — станет на селе совсем невозможно. И по мере их сил всё-таки выгребает брошенное село против течения жизни.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

48 − = 38