Взрослел в войну, служил в Германии

Николай Иванович и Галина Александровна Рычковы имеют одни на двоих воспоминания. Оба они уроженцы Нагорского района, а жили в соседних деревнях. Но до тех пор, как они познакомились, прошло и детство, и война, и армия.

Николая Ивановича, одного из младших детей в крестьянской семье, война застала школьником. Из семьи мобилизовали старшую сестру, она работала на уральских шахтах. Младший брат в это время окончил семилетку, учился в школе животноводов и стал зоотехником, отвечающим за скот сразу в нескольких колхозах.
В 1951 году Николая призвали на службу в Германию. Однако и через шесть лет после войны, проезжая через Белоруссию, ужасался лежащим в руинах городам. Хотя на борьбу с разрухой были брошены все силы, но требовалось большое время, чтобы восстановить города и сёла. А вот Потсдам, Магдебург, Ратенов на реке Хафель — именно там довелось послужить молодому солдату — стояли как новенькие, по крайней мере, на взгляд русского крестьянина. Как будто и не было для них никакой войны.
— Считаю, это оттого, что Берлин сдался быстро, — говорит Н.И. Рычков. — Вот и не подверглись сильной бомбёжке немецкие города.
В топографической разведке Николай Иванович прослужил четыре года. Сначала был рядовым, вышел в увольнение командиром взвода. Сейчас приравнен к ветеранам Великой Отечественной войны. Вспоминая службу, говорит, что благодаря ей много повидал. Рядом с ним находились такие же молодые ребята, вышедшие из-за парт после 1945 года. Но суровому офицерскому составу огонь Великой Отечественной запомнился. Например, командиром батареи, где служил Николай Иванович, был боевой офицер капитан Фролов, родом из Казани.
Галине Александровне война памятна по-другому. Ей было почти пять лет, когда отец вместе с другими мужчинами уходил на фронт. Вернее — уезжал на подводе в районный центр. Он посадил с собой Галю, так ехал по деревне, а потом мама её забрала. И осталась она с двумя детьми на руках; вторая дочка была совсем маленькой. Письма от отца приходили где-то год… А однажды вместо письма принесли похоронку. Она долго хранилась в семье как единственная память.
С тех пор прошло много лет. Однажды Николай Иванович, собираясь в командировку в Калининскую область (много пришлось поездить по свету), вдруг вспомнил о похоронке, которая пришла на отца жены. Память о войне была ещё жива.
Николай Иванович нашёл последний приют своего тестя. Александр Николаевич Тетенькин был убит подо Ржевом и похоронен в одной из братских могил.
Постоял на могиле, вернулся домой. Жизнь покатилась своим чередом.
Сейчас Николай Иванович и Галина Александровна живут в новом доме, переехав по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. У них много общих воспоминаний о прожитых годах, но одно из главных — могила солдата подо Ржевом.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

83 + = 88