«Пока не захоронен последний солдат…»

В Кировском областном краеведческом музее открылась выставка архивных документов и других артефактов
начального периода
Великой Отечественной войны.
ыставка носит название «Пропавший полк», так как основу экспозиции составляют материалы по 689-му стрелковому полку. Организатором мероприятия стал уроженец Стрижей, историк-архивист, член областного совета ветеранов Анатолий Владимирович Машкин.
На открытии заместитель председателя правительства области А.А. Галицких, в частности, сказал:
— Летом 1942 года кто-то из этого полка полёг, кто-то, может быть, был угнан в плен в Германию. Возможно, когда-нибудь мы будем знать историю этой части войны.
И добавил:
— В зале сейчас я вижу лица детей тех бойцов, кто не вернулся с войны или пропал без вести. — Это отцы бывшего главного редактора «Кировской правды» Николая Петровича Мясникова, бывшего директора библиотеки им. Герцена Марии Николаевны Новосёловой, бывшего председателя Шаляпинского общества Бориса Васильевича Садырина.
Анатолий Владимирович откликнулся своей историей. Для него работа по розыску полка началась с поиска деда Фёдора Алексеевича Машкина, уроженца Оричевского района.
Фильм «Пропавший полк», снятый несколько лет назад на ГТРК «Вятка» (автор фильма — Анатолий Машкин, продюсер — Василий Юмшанов, режиссёр — Владимир Лысков) и показанный на открытии выставки, рассказал обо всём более подробно.
689-й стрелковый полк был сформирован в июле 1941 года из призывников Оричевского района. В мае 1942-го полк пропал. «На войне пропадали без вести — такова приблизительная цитата из фильма. — Но чтобы целым полком?» Анатолий Машкин работал в многочисленных архивах, и они давали разные сведения. По одним документам, полк воевал под Харьковом, по другим — защищал Москву, по третьим — пал под Ленинградом. Историк обнаружил карту 411 стрелковой дивизии за 1941 год — редчайший документ. На ней были отмечены места дислокации 689-го стрелкового полка. И Анатолий Владимирович поехал в Харьков.
Страшно, горько и трогательно звучат в фильме рассказы очевидцев — жителей харьковских деревень. Они рассказали о кровавой мясорубке, в которую попали оричевские бойцы. А дальше была вновь работа с документами и архивами… И она продолжается по сей день.
Некоторые её результаты могли видеть и мы, присутствующие на выставке. Жителю Стрижей Евгению Михайловичу Нечаеву были вручены документы на дядю, Николая Савватеевича Нечаева, уроженца пищальской деревни Казённая, который был призван рядовым и пропал в августе 1941 года. Воевал он, правда, не в 689 — в 1067 стрелковом полку 311 дивизии. Под городом Чудово Новгородской области 25 августа был захвачен в плен и угнан в Германию. В концлагере чудом избежав газовой камеры (произошёл сбой в подаче газа), Николай Савватеевич в декабре 1941 года умер от тифа, как и многие другие пленные.
Кировчанка Галина Петровна Клестова — родом из села Камешницы Оричевского района. Из этого села призывался на войну и её отец Пётр Ефимович Ярыгин. Когда письма от него приходить перестали, жена Петра Ефимовича и дети ждали его. Ждали и после войны. Нет уже в живых мамы Галины Петровны, и только сейчас дочь со слезами благодарности на глазах получила из рук Анатолия Владимировича документы на отца. Который, как оказалось, воевал в 689 Оричевском полку и разделил его судьбу — погиб под Харьковом.
Были ещё в тот день благодарности и слёзы, военные песни и воспоминания, открытие выставки, где собрана память о минувшей войне. Но общее настроение выразил уполномоченный по правам человека в Кировской области В.В. Климов, вспомнив слова А.В. Суворова:
— Война не окончена, пока не захоронен последний солдат. Значит, работу по поискам павших в той войне нужно продолжать.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 7 = 2