Слово о войне. Богата не деньгами, а тем, что оставила война

«Добрый день, дорогая моя семья. Дорогие дочки Валя, Зоя, Нина, Галя и мой дорогой сын Аркадий и жена Евдокия Афанасьевна. Как вы живёте? Наверно, у вас нет хлеба, а нам дают 775 грамм. Утром суп с мясом, на ужин суп и кашу. Нам выдали сапоги, валенки, ботинки, брюки и ватные штаны… Едем в Ленинград. Письмо пишу с дороги из Калужской области…»

Первое и единственное письмо с фронта, фарфоровый белый чайничек с синими цветочками и иконка — вот и всё, что осталось на память от отца жительнице посёлка Оричи Галине Ивановне Новиковой.
В 1941 году Ивана Ивановича Тиунова, отца пятерых детей, единственного кормильца в семье, призвали на фронт. В этом же году он погиб. В 1942 году призвали 18-летнего сына Аркадия.
— Через какое-то время маме пришло письмо, где сообщалось, что сын раненый в госпитале в тяжёлом состоянии, — вспоминает события тех дней Галина Ивановна. — Не задумываясь она собралась и поехала к нему в Горький. Прибыв на место, узнала, что Аркадий уже захоронен на кладбище «Зелёная роща» под Нижним Новгородом. Так и остались мы одни: мама и четыре сестры — Нина, Валя, Зоя и я. Жили дружно, всё делили пополам.
Работать приходилось много. У каждой было своё задание. Нина трудилась в колхозе, Валя караулила овец, Зоя — дома по хозяйству, доила корову Шурку, а Галя ходила в лес за сучками для растопки печи. Собирала полевой хвощ и клевер. Потом всё это сушили, ладонями растирали в муку и пекли лепёшки. Настоящим праздником было время урожая. Ведь тогда в доме появлялась еда.
Нине постоянно приходили разнарядки и её отправляли на работу. Она побывала на лесо- и торфозаготовках, на учениях в Шалегове, там бросала гранаты. Месяцами её не бывало дома. «Помню, как Нину вызвали в райцентр для награждения медалью «Труженик тыла». Так по дороге домой она, расстроенная, выбросила медаль в рожь, посчитав, что лучше бы хлеба дали, чем эти значки. Правда, через много лет мы эту награду восстановили», — говорит женщина.
Любит вспоминать Галина Ивановна историю, как познакомилась со своим будущим мужем. Встреча их произошла на вечёрке. Ей тогда было 18 лет, а Геннадию 21. Он пригласил её на кадриль. Так и сошлись два сердца. Пять лет он ухаживал за ней. И только в декабре 1962-го сыграли они свадьбу.
— Спустя несколько лет я поинтересовалась, почему Геннадий пригласил меня на танец, а он ответил, потому что я в крашеном платье пришла. Тогда нарядов особых не было, и я выкрасила своё серое саржевое платье в чёрный цвет, — рассказывает Галина Ивановна.
Судьба остальных девушек сложилась иначе. Зоя так и осталась жить с мамой, даже когда вышла на пенсию, продолжала трудиться в колхозе. А Нина и Валя вышли замуж.
«…Молитесь Богу. Может, и приеду домой, дорогая моя семья».

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 5 =