Почему Троицу в Истобенске празднуют неделей позже?

В прошлом году на праздновании Истобенского огурца в селе произошло значительное для местных жителей событие. Губернатор нашей области Н.Ю. Белых с собравшимися сюда буквально со всей России блоггерами внимательно слушали краткий экскурс в историю возникновения Истобенска, который специально для них проводила заведующая  местным школьным музеем истории Н.Л. Целищева. Речь зашла о том, что каменная полуразрушенная часовня некогда была воздвигнута на месте братской могилы устюжских и рязановских (истобенских) воинов, которые погибли, убивая друг друга. Когда Нина Леонидовна рассказала, что подобные братоубийственные битвы произошли практически одновременно ещё в двух местах — городах Хлынове и Котельниче, Никита Юрьевич выразил сомнение по поводу правдивости этих данных. Дескать, каждый населённый пункт таким образом старается к себе притянуть интерес и внимание современников. И уж совсем откровенно гости рассмеялись, услышав, что сливочное масло, производимое на Истобенском маслозаводе, высоко ценилось за границей, например, в Праге. Экскурсовод растерялась, не ожидая столь явного недоверия и неприятия исторических событий старинного села, поэтому остальная часть экскурсии прошла несколько скомканно. 
Конечно же за основу рассказа Нина Леонидовна взяла материалы местного краеведческого музея. И сомнений они не вызывали, потому что опирались на изыскания известных краеведов В.Г. Пленкова, С.Г. Вахонина, Л.Б. Безверховой, И.П. Селивановского. Однако осенью она специально поехала в библиотеку имени Герцена и провела собственное расследование, собрав все документы, справки, легенды и по часовне, и по маслоделию.
Часовня Николы Можайского. Наиболее вероятным является следующее толкование её появления на берегу Вятки: в период образования русского централизованного государства вятская земля в 1402 году была присоеденена к Москве. Правящая верхушка Вятки в лице бояр, духовенства и купцов была недовольна этим и оказывала сопротивление. Для подавления вятчан Москва послала войско с Великого Устюга. Возможно, несколько жестоких сражений и
случились тогда на вятской земле и одно из них — на территории Истобенска в 1418 году. Убитых семь тысяч с той и другой стороны похоронили в братской могиле, над ней срубили часовню и оставили образ Николы Ратного,
который был принесён устюжанами. Битва произошла перед Троицей. Но пока собирали убитых, хоронили их и рубили часовню, празднование Троицы пришлось перенести на неделю позднее. Обычай поминать усопших в субботу через неделю после Троицы сохранился в Истобенске и поныне.
Славу местных маслоделов доказать проще: по времени от нас это было не столь далеко, как битва с устюжанами, и документов, подтверждающих сей факт, достаточно. О том пишется в газетах разного времени: и дореволюционного, и современного послевоенного, вплоть до закрытия завода. Например, в 1926 году в Москве Истобенская артель получила первую премию из шестнадцати премированных артелей, отобранных из шести тысяч в Советской Республике.
Историю родного края следует знать для того, чтобы, как размышляет А. Маркелов в книге «Золотой свет», развиваться духовно, нести свет в душе, да не быть «слепородами» — как в древности называли вятских жителей. Собственно, именно для этого и существуют в каждом уважающем себя поселении музеи и их хранители, такие как Н.Л. Целищева.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 12 = 19