Столовая: год рождения — 1930

До создания Оричевского района на его территории и непосредственно в Оричах предприятий общественного питания не имелось. Когда Оричи стали райцентром с растущим числом неземледельческого населения, необходимость общедоступной столовой стала очевидной.
Оричи в то время выглядели небольшой при железнодорожной станции деревней. Разместить с надлежащими условиями столовую было негде. Поэтому весной 1930 года райисполком выделил райпо один из перевезенных с периферии домов для устройства столь необходимой точки общепита. В том же году его соответствующим образом переоборудовали, и первое предприятие общественного питания открыло свои двери для посетителей.
К сожалению, сейчас никто не скажет, где располагалось и как выглядело первое здание оричевской столовой, никто не поведает о первых ее работниках, о наборе изготовляемых блюд и ценах на них. Но если учесть, что столовая находилась в старом, приспособленном доме, а работники кухни не имели должной профессиональной подготовки, то станет ясно, что постановка работы общепита не устраивала многих. Об этом свидетельствуют и публикации районной газеты «Коллективное животноводство».
В номере за 10 февраля 1931 года председатель Райпотребсоюза (РПС) М.П. Шумихин самокритично отмечал следующие недостатки: «Темпы развития общественного питания не соответствуют темпам роста промышленности, плохое качество выпускаемых обедов, мала сеть общественных столовых, большие наценки на изготавливаемые блюда».
В этом же номере газеты один из читателей пишет: «Райпо имеет две столовые — на ст. Оричи, в с. Спасо-Талица. Санитарное состояние их неудовлетворительное, обеды дороги. На ст. Оричи за первое мясное – цена 40 коп., в то время как в городах эта сумма является рекордной. Видимо, райпо поставило задачу наживиться на скромном бюджете рабочего и служащего».
Положение стало улучшаться после ввода в строй нового типового здания столовой, построенной на ул. Свободы, напротив современного магазина «Строитель». Она была рассчитана на 45 посадочных мест, имела отдельный буфет и соответствующее кухонное оборудование.
Создавались столовые и на периферии района. «Районка» за 4 июля 1932 года сообщала: «Сеть столовых увеличилась на 6, в том числе 2 чайных». Полный перечень их не приводится, но можно с большой долей уверенности говорить о наличии таковых в Истобенске, где действовал животноводческий техникум, на бывшей усадьбе Платунова — Камешницкое опытное поле, в Быстрягах — Оричевский животноводческий совхоз, на луговодно-семенном хозяйстве — лугоболотная станция, в Пищалье — кузнечно-слесарная школа и райколхозшкола (РКШ) и другие.
В конце 30-х годов большинство столовых были преобразованы в чайные. По отчету за 1937 год, РПС имел одну столовую и несколько чайных с оборотом 334 тысячи рублей. В них трудились 15 человек. К 1939 году число общественных точек не изменилось, зато оборот общепита вырос почти в два раза. Оричевской столовой в то время заведовал Василий Григорьевич Чаузов, 1893 года рождения, с начальным образованием.
Из отчета видно, что столовая в Оричах работала неплохо. Вероятно, поэтому 13 июня 1941 года райисполком специальным решением поддержал намерение правления РПС придать ей статус ресторана. Однако реализации этого замысла помешала война.
С началом войны в работе оричевской столовой появились сбои. Некоторое время ее помещение занимал вещевой склад эвакогоспиталя. Потом были перерывы из-за недостатка продуктов, топлива. Набор блюд по понятным причинам не отличался разнообразием. Преобладали вегетарианские супы и жиденькие на воде каши. При этом от работников столовой требовали обеспечить обедами рабочих, служащих, учителей и специалистов сельского хозяйства райцентра. К тому же следовало ежедневно выделять 150 обедов малообеспеченным учащимся школы.
Без обедов в столовой не обходились и участники различных районных мероприятий. К примеру, 15 июля 1944 года райисполком разрешил отпустить через торговую сеть (то есть за плату) для участников районного совещания председателей колхозов с вопросом о подготовке к весеннему севу 20 кг хлеба, 20 кг пряников, 2 кг сливочного масла и 0,5 кг сахара. Учитывая, что колхозов в районе тогда было 254, нетрудно подсчитать, что каждый участник совещания получил около 80 гр хлеба и столько же пряников, 8 гр масла и 2 гр сахара. Таким образом, речь шла не об обеде в столовой, а о простом чаепитии с кусочком хлеба слегка приправленным маслом и стаканом подслащенного кипятка. Пряники (сколько их вытянет на 80 гр?) большинство собравшихся, в основном старики и женщины, наверняка увезли домой порадовать ребятишек.
О полновесном обеде в столовой уже на исходе войны нередко вспоминает ветеран войны и труда из села Спасо-Талица В.П. Лобастов, который пришел с фронта по ранению еще в 1943 году. «За мной, — рассказывает он, — была закреплена в колхозе хорошая, сильная лошадь. На ней и трудился на колхозных работах. Мы часто возили хлеб с глубинок: Среднеивкино, Илгань и других. За хорошую работу, как и многие, я был награжден медалью. Медали вручали нам на кустовом слете колхозников-ударников в Оричевской столовой, после уборки, еще по теплу. Всего собралось человек сорок. Присутствовали и руководители района. После доклада состоялось вручение, были приветствия, а потом — обед. Угостили нас хорошо: каждому первое и второе блюда — наваристый суп и мясная котлета. К этому 100 гр водки и кружка пива. Поели, как Пасху отпраздновали».
После войны работа общепита постепенно стала налаживаться. Стабилизировались кадры, росло их профессиональное мастерство, расширялся перечень и повышалось качество изготавливаемых блюд. К концу 50-х годов система общепита рай-
потребсоюза состояла из одной столовой, семи чайных, одиннадцати закусочных, в том числе шести буфетов при школах. Возглавляла центральную столовую Александра Дмитриевна Морилова, бухгалтером была Анна Андреевна Морозова.
В 1962 году на смену деревянной, южнее старого раймага, была построена кирпичная столовая. Условия для работы ее персонала и для посетителей значительно улучшились. Через шесть лет впритык к ней строители возвели второе здание. В первом разместилась и действует до сих пор «Кулинария», во втором, собственно, столовая и ресторан (кафе) в смежном зале.
За более чем 80-летнюю историю районного общепита в Оричевской столовой и других его точках выросло и проявило себя много хороших организаторов, ответственных и квалифицированных специалистов своего дела. Это А.П. Носкова, Т.И. Гребенева, М.А. Исупова, К.П. Исупова, Т.Н. Синцова, Н.М. Вязникова, Л.Т. Лобастова, Л.Т. Королева, Н.Т. Вагина, Л.С. Шихова, Г.А. Втюрина, В.Н. Зубарева и другие.
Одной из лучших была повар ресторана поселка Оричи М.А. Исупова, которая однажды привела в восторг киноартиста Вячеслава Тихонова. Испробовав приготовленное этой мастерицей к его приезду в Оричи жаркое, народный артист СССР, любимец миллионов зрителей в нашей стране и за рубежом признался, что ничего подобного он не пробовал даже в самых элитных ресторанах Парижа. Не поскупилась на похвалу и Заслуженный летчик-испытатель СССР Марина Попович, отдавая должное маринованным маслятам Марии Александровны.
В 70 – 80-е годы прошлого столетия много знаменитостей по путевкам общества «Знание» побывало в нашем районе. После встреч с трудовыми коллективами их обычно кормили в столовой. И редкий из почетных гостей не отдавал должное нашим мастерицам кухни.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

56 − = 51