Убит под Вязьмой

Эта весть была как гром среди ясного неба. Мир раскололся надвое – не стало любимого мужа, отца семерых детей. Похоронки в деревне бушмаки шалеговского сельсовета теперь приходили почти в каждый дом. но что вот так, бесцеремонно, смерть постучится к ним, Куковеровы и думать боялись.
Долго приходила в себя вдова. Потом Наталья Егоровна собралась и поехала туда, где сложил свою голову супруг, кормилец, где умерла надежда на их благополучную и счастливую долгую семейную жизнь.
– Мама сначала не хотела верить, что наш отец Максим Данилович Куковеров похоронен в деревеньке Мухновского района Калужской области, – рассказывает Лидия Максимовна Багаева, дочь Куковеровых. – Но потом, услышав от кого-то, как хоронили погибших бойцов, поняла, что и ее муж покоится в братской могиле на чужой земле.
Она тянула детей одна, из всех богатств была корова. Нелегко приходилось вдовьей семье. Ребятишки трудились почти наравне со взрослыми.
Беда настигла неожиданно. Однажды они возвращались от родственников. Мама так торопилась, что даже не стала пережидать на станции, когда уйдет состав, и перелезла под ним. Но дома у них уже не было, вместо него – зияло пепелище. Дом, который начинал строить ее Максим, а потом в буквальном смысле достраивала сама с малыми детьми, сгорел от удара молнии. Куковеровым вновь пришлось начинать все сначала.
Почти каждый год на 9 мая ездила Наталья Егоровна в деревню Аксиньино. Поклониться могилке отца приезжали и дети. На гранитных плитах были высечены имена и фамилии офицеров, потом к ним добавили рядовых…
Уже давно нет Натальи Егоровны, из ее детей осталась только Лида. Именно ей было суждено узнать правду, что их отец Максим Данилович Куковеров похоронен совсем в других краях.
Не так давно на адрес районной администрации поступил запрос от Вяземского Мемориала о помощи в поисках родственников участника Великой Отечественной войны Куковерова Максима Даниловича, 1896 года рождения, уроженца деревни Бушмаки Шалеговского сельсовета, который 23 сентября 1942 года скончался от ран в лазарете № 2 в лагере для военнопленных «Дулаг-184».
Первоначально он действительно числился умершим и захороненным у д. Аксиньино Юхновского района Калужской области. На самом деле был оставлен на поле боя во время отхода наших войск. Тяжело раненным Максим Куковеров попал в плен в пересыльный лагерь для советских военнопленных «Дулаг-184», созданный немцами осенью 1942 года в городе Вязьма.
Поначалу военнопленные содержались под открытым небом. Часто те, кто ложился спать, уже не вставали – замерзали. В день умирало около 300 человек. На территории «Дулага» было вырыто 40 рвов, в которых захоронено, по некоторым данным, от 70 до 80 тысяч военнопленных. Сегодня на месте страшной гибели защитников Отечества гаражи, огороды, мясокомбинат…
Восстановить имена советских солдат и офицеров – цель поисковых организаций. За сравнительно короткое время им удалось найти десятки семей погибших, которым ничего не было известно о месте гибели родных.
– Я бы очень хотела поехать в те места, – говорит Лидия Максимовна. – И по возможности перевезти сюда, на родину, останки отца.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

66 + = 73