Пусть будут короли?

Одним из главных событий в политической жизни на проходящей неделе стало рождение сына в семье принца Уильяма и герцогини Кембриджской Кейт. Младенец автоматически стал третьим в очереди на британский престол. Глядя на ликующих англичан, подумалось – а насколько жизнеспособны монархии в современном мире.
Обозреватель РИА «Новости» Сергей Петухов в своем комментарии условно «развел» существующие монархии на два основных типа – конституционные (в Европе таких сохранилось полтора десятка) и ближневосточные, чье могущество зиждется на нефти. Остальные находятся в промежуточном положении. Рассмотрим тему подробнее.
«Монаршья власть в ближневосточных монархиях отнюдь не декоративная, как в европейских, а весьма конкретная, потому что подкреплена самым сильным аргументом современности – большими деньгами. При этом государственная монополия избегает издержек внутринациональной конкуренции, и весь ее потенциал подчинен конкуренции на мировых рынках», — подчеркивает обозреватель РИА «Новости».
В чем же плюсы монархий? По сути, современные короли и королевы в Европе играют роль третейских судей – ведь реальных рычагов власти у них фактически нет. Однако же королевское слово порой оказывается ценнее и весомее любых других аргументов – так было во время недавнего кризиса в Бельгии, когда только вмешательство Альберта II не дало распасться стране на франкоязычную и нидерландоязычную части.
В минусах – денежный вопрос: монархии остаются дорогим удовольствием. В той же Британии содержание королевской семьи обходится в 60 миллионов долларов в год.
Нельзя скидывать со счетов и человеческий фактор – искушение властью является одним из самых сильных. «Человек так уж устроен, что неограниченная власть его рано или поздно развращает. А если он получает эту высшую власть только потому, что родился в нужное время в нужном месте, в семье монархов, то это вызывает у многих инстинктивный протест. И если раньше верили, что такова божья воля, то со времен Великой французской революции эта вера сильно поколебалась», — считает Сергей Петухов.
При этом монархия как форма госуправления много раз умирала, но затем опять подавала признаки жизни и никак не умрет окончательно. Сейчас мы наблюдаем очередной период смягчения отношения к монархии.
Вероятно, монархия бессмертна по той же причине, по какой ее свергали. Человеку не нравится полное отсутствие выбора – в том числе и в государственном устройстве. Даже если это выбор между демократией и монархией.

Сергей Плявин

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + = 16