Как моряк из Истобенска стал электроосветителем

У каждого человека есть история. У каждой истории есть своя тайна.
Краевед и бывший педагог Людмила Александровна Лобастова, жительница села Шалегово, составила родословную своего рода Пленковых. Основой, главным корнем ветвистого древа, стала жизнь деда Василия Яковлевича, отца мамы Капитолины Васильевны. Его фото на первой странице огромной по объему рукописной книги, которую бережно и аккуратно заполняет Людмила Александровна, по крупицам собирая нужную информацию.
Василий Яковлевич Пленков, уроженец деревни Нижние Пленковы, служил в конце позапрошлого века на Балтийском флоте. Там и обучился новому электрическому делу в учебно-минном отряде. В программу занятий входили изучение устройства морских мин и торпед, электрическое освещение, грамматика, чтение, письмо, азы латыни. Он избороздил много миль по морям и океанам, известно, что ходил в кругосветное плаванье. Ему приходилось заниматься зарядкой аккумулятора, ремонтом корабельного освещения, звонковой проводкой, нести вахту у динамомашины.
Вернувшись домой, взял в жены Наталью Кузьмовну Стойлову, сестру Ивана Кузьмича Стойлова, известного главного зоотехника колхоза «Ленинская искра», который вывел новую породу скота – истобенскую. Об этом человеке на страницах книги Людмилы Александровны отдельный рассказ.
Молодая чета Пленковых купила себе в селе небольшой домик, где и родилась дочь Капа, одна из девяти детей. К этому времени Василий Яковлевич, отставной минный квартирмейстер, поступил на работу к известному на Вятке судовладельцу Т.Ф. Булычеву. В домах богатых людей уже существовали небольшие электростанции, а впервые электричество вятские жители увидели на корабле «Ф. Булычев» в начале 90-х годов XIX века. Как правило, обслуживали машины, вырабатывающие невиданный доселе электрический ток, бывшие матросы. На даче Т.Ф. Булычева и трудился в должности электроосветителя житель Истобенска. В 1903 году на Вятке запустили первую электростанцию, туда среди немногих был приглашен помощником машиниста и Василий Яковлевич. Его семья переехала в город, был куплен дом. Жили в большом достатке. Тому способствовало огромное хозяйство. По воспоминаниям Капитолины Васильевны, в нем были и кролики, и куры, и коровы, и сад, в котором в больших количествах выращивали клубнику, продаваемую на местном рынке. Ели из дорогих сервизов, а в красивых клетках жили птицы. Процветать крепкому хозяйству очень помогали умения и талант главы семейства в электрическом деле: богатые купцы приглашали его проводить освещение к дорогим особнякам и щедро за это платили.
С Гражданской войной пришли эпидемия тифа, голод, разруха. Мудрый Василий Яковлевич отправил семью обратно в Нижние Пленковы, оставшись работать на электростанции. Единственный сын Яков уже учился в коммерческом училище и также город не покинул. Наталья Кузьмовна вскоре простыла и скончалась. Оставшиеся одни сестры выживали все вместе как придется, в основном нанимались в работники. Подросшая Капитолина Васильевна всю жизнь трудилась на ферме дояркой и телятницей. Так и не поучившись в школе, оставшись неграмотной, отлично считала, ежегодно уезжая по весне торговать огурцами в города страны. О былой жизни душевно и красочно рассказывала своим детям. Ее воспоминания дочь всегда записывала, сейчас они бережно хранятся. А с годами ими все больше и больше интересуются уже дети и внуки самой Людмилы Александровны.
Много тайн есть в роду Пленковых. Например, дядя Яков, старший сын вятского электроосветителя (о нем говорилось выше), окончив летную школу, служил в отдельной авиационной эскадрильи. Он бесследно исчез перед Великой Отечественной войной. Теперь его разыскивает вся семья Людмилы Александровны, и из разных источников уже известно, что в списках погибших его нет и что репрессированным он не был. Но это уже совсем другая история.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

98 − 90 =