Сократить нельзя сохранить

21 октября в Доме культуры поселка Зенгино состоялся сельский сход. На встречу с жителями приехали глава Оричевского района В.Р. Нургалин, глава администрации района С.Н. Шпикин, директор АТП «Оричевский» М.В. Пономарев. Причиной незапланированного мероприятия явилось обсуждение будущего расписания автобусов.
Последние полгода автобусы муниципального автотранспортного предприятия стали ходить нерегулярно. Для многих жителей района рейсовые маршруты – единственная ниточка, связывающая их с «большой землей» – районным и областным центрами. Что будет, если автобусы перестанут ходить?
Напомним, чтобы оптимизировать движение автобусов по району, главам поселений было предложено данный вопрос вынести на местах для всеобщего обсуждения, а затем предложить варианты его решения. Зенгинцы уже не один раз встречались по этому поводу, но прийти к единому мнению самостоятельно так и не смогли: для них все действующие рейсы оказались важными.
– Мы, как и вы, обеспокоены создавшимся положением в АТП, – сказал во вступительном слове Вадим Рамильевич, – и тоже хотели бы сохранить все маршруты и рейсы. Но ситуация на сегодня достаточно критическая: если мы сохраняем все рейсы, то через полгода у нас не будет автобусов и остро встанет вопрос о дееспособности предприятия. Или мы сейчас сокращаем рейсы, уменьшая таким образом финансовые затраты и задолженность за топливо, которая на сегодня уже составляет 900 тысяч рублей. Из-за плохого состояния автопарка рейсы отменяются не только на Зенгино, но и на Левинцы, Суводи, Усовы. Чтобы обновить автобусы, нужны финансы, которых в районе нет. Маршрут Оричи – Зенгино – Киров раньше считался социальным и дотировался из областного бюджета. К сожалению, в этом году его финансирование отменили. Это бремя полностью легло на районный бюджет и выделяемых нами 2 миллионов 100 тысяч рублей автотранспортному предприятию недостаточно.
Также был проведен анализ по наполняемости рейсов. На маршруте Зенгино – Киров в среднем ездит по 5-6 человек, не считая выходных, когда пассажирский поток увеличивается. Повысить цены на билеты мы не имеем права, они регулируются государством и установлены службой по тарифам. А цены на ГСМ мало поддаются регулировке и постоянно растут. Выход один – сокращать рейсы. Вот только в каком объеме? В Пищалье, например, жители предложили оставить рейс в пятницу, когда в село приезжают дети, и в воскресенье – когда уезжают. В Усовых примерно также.
Во время последующих обсуждений немало нареканий в свой адрес услышал директор АТП М.В Пономарев: без предупреждения отменяют рейсы или поздно сообщают о том, что их не будет. Михаил Васильевич объяснял: 
– Машины настолько изношены, что не знаешь, когда они могут выйти из строя. Вот буквально сейчас в гараже ремонтируют автобус, если его не сделают, то рейс на Коршик завтра отменится. Когда об этом сообщать? Недавно случилось так, что на Суводи ездили через неделю. И пассажиропоток увеличился в два раза. Люди стали подстраиваться. Я понимаю, кого-то это не устроит. Или вот истобяне предложили свой расклад рейсов на Киров, оставив маршруты с пятницы по понедельник и отменив по будним дням. Думаю, это правильный подход. Наполняемость там как раз по выходным выше. Поэтому мы и предложили, чтобы вы обсудили, какие дни для вас важны, а какие можно исключить. И тогда, возможно, срывов маршрутов не стало бы.
Между тем жители волновались и задавали новые вопросы. Если будет ездить автобус из Оричей только до Зенгино, то как будут добираться до райцентра жители деревень, что расположены за поселком? А может тот маршрут, что до Левинцев, продлить до Зенгино и сделать его круговым? Постепенно начали вырисовываться рейсы, отменить которые невозможно – понедельник, среда, пятница, воскресенье. В большинство из этих дней дети ездят в музыкальную школу. Важными оказались и маршруты до Кирова по вторникам, четвергам, субботам. Об этом со слезами на глазах, расправив плакат с надписью: «Я имею право жить???» вопрошала жительница Зенгино, недавно переехавшая из Омутнинска, где не стало сообщения с городом. Имея всего одну почку – искусственную, ей необходимо именно в эти дни быть в городской больнице. «Мне хотя бы до Быстрицы», – попросила женщина.
Оказывается, вариант с таким раскладом маршрутов уже описали в своем обращении учителя местной школы, предложив подвозить людей к кировскому маршруту № 127 в Быстрицу или Стрижи. И опять последовала критика в адрес водителей АТП, что в этом случае нужно точно по расписанию ездить, а это не всегда получается: «Просишь его, просишь, чтобы к электричке успел, а он пилит, как ему хочется!» И все присутствующие в зале в один голос горячо утверждали, что наполняемость их рейса гораздо выше, чем пять или шесть человек на один рейс. «Лично сама ездила и видела, что наш рейс до Кирова всегда ходит битком набитый. Не может он быть нерентабельным! – высказала общее возмущение глава поселения Н.А. Клабукова. – Сколько было раз, когда в Кирове на автовокзале контролеры не пускали в автобус, потому что не было посадочных мест!» Тут же поступило предложение поставить видеорегистраторы, чтобы провести полный независимый контроль над маршрутом. Поразмыслив, все снова пришли к выводу, что ни один рейс из 14 нельзя убрать: взрослым нужно на работу, детям – в школу на занятия. Решение вопроса вновь зашло в тупик.
Слово взяла местная активстка В.Н. Заева: «Вадим Рамильевич, где вы были эти 4 – 5 лет? Почему так недальновидно поступали, пустив на самотек ситуацию с АТП? Почему за это время не приобрели автобусы? Почему не отремонтировали ни километра нашей дороги? Я знаю, что вы скажете – у нас нет денег! Когда в Шабалино и Свечу хотели отменить электрички, там люди собрали более тысячи подписей, написали обращение на имя губернатора и электрички вернули! Мы три часа сидели, вертели так и сяк. Но ничего не могли придумать. Потому что, если пустить автобус вкруговую, получится тот же километраж, что и до Кирова, а прибыль будет меньше. И если люди поедут по такому маршруту, то заплатят за билеты в два – три раза больше, нежели бы ехали напрямую. Как наши бабушки и дедушки будут добираться до больницы? У меня болит душа за них! Почему в правительстве области не могут найти денег, чтобы сохранить наш жизненно важный маршрут?!» Разгоряченные речью Валентины Николаевны, зенгинцы тут же предложили сократить маршруты на Левинцы: «У них вон сколько рейсов на Киров!» Но директор АТП разъяснил, что этот маршрут дотируется из областного бюджета и он – рентабельный. «У нас всего 8 единиц техники. Понимаете? – воззвал Михаил Васильевич к разъяренным жителям. – И столько же маршрутов в день. Если автобус сломался – рейс встал!»
Так и не придя к единому мнению, было предложено активистам снова собраться и еще раз продумать расписание автобусов. Жители решили написать обращение в адрес главы департамента дорожного хозяйства и настоятельно рекомендовать вернуть маршруту Оричи – Зенгино – Киров – Оричи статус социально-значимого. Тут же инициативная группа начала собирать подписи под данное обращение.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 37 = 46