Эх, лапти мои, лапти липовые…

Иван Борисович Сморкалов из п. Мирный плетет лапти и пестери, а его супруга Валентина Ивановна реализует готовые изделия.
Иван Борисович родился в Уржумском районе в деревне Лом, рос в семье, где, кроме него, еще было трое детей. Вернувшийся с фронта отец брался за любую работу, чтобы прокормить семью. Плел он и лапти, тогда в деревнях другой обуви не знали. А сыновья смотрели, как он ловко управляется, и учились мастерству.
Тогда же знакомый дед-пчеловод попросил отца, чтобы тот разрешил детям помогать ему на пасеке. Вот Ваня и пошел к деду помощником и научился за пчелами ухаживать – ничего лишним в жизни не бывает.
До армии трудился Иван пчеловодом, потом отслужил и вернулся в родительский дом. А к тому времени отец с матерью переехали в соседнюю деревню. Вот там-то он и познакомился с Валентиной, которая работала лаборантом в заготзерно, понравились они друг другу и вскоре поженились. Решили молодые не в свадебное путешествие отправиться, а поехали работать на Братскую ГЭС.
Иван устроился монтером, он вместе с бригадой ставил столбы для проведения электричества. Обитали в бараке, который стоял в тайге в девяти километрах от села Покосное. Барак разделялся на две половины – в одной жили четыре семьи, а в другой – несемейные рабочие. Каждая семья отгораживала свою территорию небольшой заборочкой, кухня общая.
Жили супруги скромно – из всей мебели у них стояли стол и койка. Вскоре родилась дочка. Когда малышка стала подрастать, надумали Иван с Валентиной уехать в родные места: для ребенка необходимы хорошие условия жизни, а не тайга с комарами да мошкой.
По приезду глава семьи стал учиться в школе фабрично-заводского обучения на тракториста широкого профиля. А как окончил обучение, поехал с семьей на Прокопьевское торфопредприятие, где и жена, отучившись, получила права тракториста. Первое время она работала лаборантом, потом трактористом, пока не родилась вторая дочь. 
После прибавления в семействе, в 1971 году, переехали Сморкаловы в поселок Мирный. Здесь Валентина вернулась к деятельности лаборанта, кроме того, заведовала хозяйством в летнем пионерлагере. Получила она и профессию пчеловода, что оказалось полезным в дальнейшем. А Ивана пригласили пасечником на колхозную пасеку. Там он, пока следил за пчелами, начал лапти и пестери плести из лыка. Потом и дома пасеку завели, за пчелами ухаживали вместе с супругой.
Они и сейчас, будучи на заслуженном отдыхе, с пчелами не расстались, хотя множество скота на подворье (до двух коров доходило с телятами и нетелем) уже не содержат. Из всей иной живности – у них курочка да кошка. Не оставил Иван Борисович и свое мастерство – плетение для души различных изделий. Теперь, помимо лыка, стал использовать упаковочную ленту: из нее получаются плотные, прочные корзины и пестери.
Валентина Ивановна его работы привозит на районные, областные и межрегиональные выставки декоративно-прикладного творчества и ярмарки народных промыслов и ремесел. Иван Борисович из скромности мероприятия не посещает, но жена привозит мужу заслуженные дипломы и благодарственные письма.
Умелец жалеет, что некому передать свое ремесло, хотя есть пять внуков, правнучки подрастают. Только у молодых другие интересы, увлечения. Но он не унывает и продолжает плести свои изделия. Лапти, конечно, просто декоративные, как напоминание о той обуви, в которой ходил сам в детстве, какую носили предки: «Эх, лапти мои, лапти липовые, вы не бойтесь, ходите! Тятька новые сплете!»

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

89 + = 92