Валентина стреляла из винтовки и пулемета

21 июня 1923 года в деревне Плешки, что близ Истобенска, в семье Ивана Филипповича Тупицына родилась дочь Валя. Потом появились на свет еще ее четыре сестры и два брата.
– Когда мне исполнилось восемь лет, в первый класс меня не взяли, – рассказывает Валентина Ивановна. – Вернулась домой и реву: как же я потом старая пойду в школу.
А не взяли потому, что классы в Истобенской школе были переполнены (по сорок и более человек) и несмелой деревенской девчонке не хватило места.  
Валентина знала: отец мечтал, чтобы все его дети стали образованными. И когда случилась беда (ему ампутировали ногу), продолжил работать, чтобы дочери и сыновья, окончив школу, могли учиться дальше.
Конечно, он расстроился, узнав, что старшая дочь, поступив в Халтуринское медицинское училище, почти сразу же решила его оставить. А девушка, рыдая на плече отца, рассказала, что боится не длинной дороги: каждую неделю приходилось добираться сначала до Тиваненков, потом на лодке через Вятку, а там километров 17 пешком. А страшится того, что напротив общежития была тюрьма, ее обитатели свободно ходили по городу и, как казалось девушке, наблюдали за ней. А вдруг, не ровен час, что плохое сделают?!
Отец понял переживания дочери и разрешил ей остаться дома. Валя устроилась лаборантом на маслозавод в Истобенске. Быстрая, понятливая, сообразительная, по душе пришлась всему коллективу: сделав нужные анализы, помогала таскать фляги, сепарировать молоко.
Но началась Великая Отечественная война. В село поступил приказ из военкомата – набрать девушек призывного возраста и обучить армейским премудростям. Так, сто юных истобянок, в числе которых была и Валентина, целое лето чеканили шаг по улицам села, весело и задорно распевая песни. Будущие бойцы учились ползать по-пластунски, собирать и разбирать винтовки, стрелять из пулемета. И по всем предметам у девчат в аттестатах красовались лишь «пятерки» и «четверки». Из курсанток на фронт по семейным обстоятельствам не попали три. Среди везунчиков оказалась и Валя из Плешков: в военкомате учли то обстоятельство, что в семье Тупицыных на тот момент было девять человек, а из взрослых кормильцев – она да ее мать.
Вскоре девушка решила стать счетоводом, благо арифметика была самым любимым школьным предметом. Получив в Кирове желанную специальность, стала трудиться на железной дороге в Стрижах, затем в областном центре, а позже счетоводом в оричевском промкомбинате. Она всегда старалась помогать семье.
С мечтой о большем заработке в 1950 году завербовалась на остров Сахалин. Несмотря на просьбы своего деревенского ухажера остаться (он готовился к свадьбе), пообещала ему, что, отработав по договору положенных полгода, обязательно вернется домой.
Но почти на четверть века поселилась она в двух шагах от Японского моря в поселке Красноярское. Там девушка встретила того, кого в святочных гаданиях однажды увидела в материнском обручальном кольце, – смелого чернобрового гармониста Алексея Тамковича. Поженились, родились у них три сына. Но случилось огромное несчастье: младший Василек в возрасте 9 лет утонул. И занедужила Валентина: ни есть, ни спать не могла. Не находили врачи причину болезни, лишь посоветовали сменить место жительства и климат. А тут как раз пришло время выхода на заслуженный отдых, вернулась она на родину вместе с детьми. Муж до пенсии решил доработать на Сахалине. Однако в Оричи он так и не приехал, утонул.
Никто сегодня не дает Валентине Ивановне ее 90 лет. Она любит жизнь, сыновей, их жены для нее – вместо дочек, а внуки – словно свет в окошке.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1