Дети о войне

Последний фронтовик

Николай Иванович Свинин на заслуженном отдыхе. Он ведет активный образ жизни, старается быть подтянутым, все еще не склоняет головы перед трудностями. К сожалению, он уже последний фронтовик поселка Юбилейный…
Все дальше и дальше уходит в историю тот день, 22 июня 1941 года, когда оборвалось пение птиц в пограничных районах, когда утреннюю тишину западных границ нашей Родины разбудили взрывы бомб, грохот артиллерийской канонады и зловещий рев танковых моторов… Началась самая страшная для нашего народа война.
В действующую армию было призвано около 14 тысяч оричан. Среди них и учителя нашей школы: Маруда Петр Григорьевич, Шишкин Сергей Иванович, Ушаков Александр Андреевич. В их числе и участник Великой Отечественной войны Свинин Николай Иванович. Он пришел в школу п. Торфяной в августе 1952 года и работал учителем математики, а с 1964 года — завучем. В Красную Армию Николая Ивановича призвали 20 августа 1942 года почти сразу после окончания средней школы в селе Зониха Татауровского района. О годах войны он вспоминает с болью, с горечью:
– Прибыли сначала в город Горький. Первые десять дней были карантинными. Жили в палатках на крутом берегу реки Оки. Готовились на поступление в артиллерийское училище. Но обстановка быстро менялась, так как шла война. Сразу после карантина, по распоряжению командования, училище было прикрыто. А группа, человек 200, была направлена в артиллерийскую инструментальную разведку. Нас привезли под Москву в город Бронницы в школу младших командиров. Ее окончили в феврале-марте 1943 года. Затем были направлены в город Саранск в 9-й ЗАП на формировку. Николая Ивановича зачислили командиром вычислительного отделения в 709 отдельный армейский разведывательный артиллерийский дивизион, где служил до июля 1943 года. Оттуда переехали с полученной техникой по звукометрии в Тамбовский учебно-артиллерийский лагерь, находившийся в 12 километрах от Тамбова рядом со станцией Рада. Там продолжал учебу до марта 1944 года. Лишь в апреле он попал на фронт. Группа высадилась недалеко от городка Камеж-Каширск в Западной Белоруссии. Начали вести разведку артиллерии по звуку выстрела. Пункт обработки информации находился в деревне Поступель. Белорусы к команде относились очень хорошо, как к своим людям: давали молоко, мясо. 
Самый страшный день был 26 апреля 1945 года при форсировании реки Одер. Перед самым концом войны. «Это случилось ранним утром, – начал он свой рассказ. – Мы должны были сменить боевой порядок, до этого стояли на правом берегу Одера, недели две вели разведку артиллерии противника. Потом переправились на левый берег реки. Одер в низовье километров 20-30 южнее города Штетина разделяется на два рукава шириной 100-150 м. Саперы за короткое время сумели построить мосты. Переправившись через реку, сразу же свернули с дороги и расположились у самой воды. В это время солдаты завтракали. Вдруг засвистели пули, наверное, с самолета, который летел низко. Все начали искать укрытие. На берегу стоял кирпичный домик и какие-то постройки. А самолетов было два. Они летели на цель – переправу, но зенитки сбили один из них. Переправа осталась целой, но было убито и ранено 24 человека». Среди раненых были и друзья Николая Свинина: Агеев Сергей 1905 года рождения из города Ош Киргизской республики. Был ранен осколком большой величины. Сержант Перепелов Владимир из Рязанской области ранен в голову и затем погиб. Сидиков Леон, уроженец Зеленодольского района Татарстана, незадолго до трагедии получил медаль «За отвагу». Осколок ударил прямо в награду и вместе с ней вошел в грудь.
До конца войны оставалось времени совсем мало. Фашисты отступали, не останавливаясь, а русские старались не упустить противника.
В ходе наступления в 1944-45 годах Николай Иванович прошел города: Радзымин, Седлеен, Минск-Мазовецкий, Воломин, Серецк, Торунь, Быдгощ, Нойстрелиц, Анкпам, Пархим, Днепропетровск и Павлоград. Известие об окончании войны получил в Пархиме. В 1946 году вернулся на Родину. За боевые заслуги был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За Победу над Германией».
С детства Николай Иванович был воспитан в строгости, это потом отразилось на его характере. Война его многому научила.
Д. Исупова,
школа п. Торфяной

Нам не пришлось сражаться за Отчизну…

Что мы знаем о войне?! – Немного
По рассказам бабушек и мам…
М. Галин

Мой прадед Лузянин Петр Емельянович – участник Великой Отечественной войны. Его призвали на фронт в самом начале войны, ему было двадцать два года. Направили учиться на радиста. У него хорошо получалось работать с передатчиком, но на экзамене он неточно переслал ключ. Его не допустили работать на радиостанции и отправили на фронт простым связистом.
В конце 1941 года Петр Емельянович принял участие в великой битве под Москвой. Один из многочисленных боев проходил в районе Юхнова. Сражение длилось уже более часа, когда пропала связь.
Деду был дан приказ как – можно быстрее найти прорыв и устранить его. С ним должен был идти его друг, тоже связист, но его нигде не было, а время шло. Дед пошел один. Он взял необходимые инструменты, катушку с проводами, винтовку. Тяжело ему было нести все снаряжение одному.
Прорыв оказался на линии огня. Деду пришлось ползком преодолеть более пятисот метров под сильным артиллерийским обстрелом, к которому добавились минометы. Под шквальным огнем противника он продвигался все ближе к прорыву. Внезапно недалеко от него разорвалась мина. Его оглушило и ранило в ногу…

Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И – тысячу во сне.
Кто говорит,
что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. Друнина

Раненный дед обнаружил прорыв, дополз до него, устранил неисправность и вернулся в окоп. Он очень волновался, восстановлена ли связь. Когда ему оказывали первую помощь, пришел командир взвода и поблагодарил его за хорошо выполненное задание.
Позже Петра Емельяновича отправили в госпиталь. Лечение проходило около месяца, а потом был направлен под Сталинград и воевал на «катюшах».
За проявленную храбрость его наградили медалью «За отвагу». Эта и другие награды хранятся в нашей семье. Они дороги нам как память о нем и о Великой Отечественной войне.
Я всегда буду помнить о Петре Емельяновиче, никогда не забуду, что он воевал за нас, за наше мирное и чистое небо.
А. Куковякина,
школа п. Стрижи

Родина, ими спасенная, есть

Я расскажу о молодом солдате, который защищал нашу Родину от фашизма. Этот молодой солдат — мой прадед. Он героически погиб под городом Смоленском. Его звали Староверов Алексей Иванович. Когда началась Великая Отечественная война, ему был 21 год.
В 1942 году молодой солдат Алеша был ранен в руку. По ранению он вернулся в родную деревню Игитово Яранского района к своим родителям. Вернувшись, он создал семью с моей прабабушкой Олимпиадой Павловной. Но семейное счастье длилось недолго. Алексея Ивановича снова призвали на фронт в начале сорок третьего года.
От него прабабушке пришло только одно письмо. Это был первый и последний ответ молодой жене.
В 1943 году 25 августа у них родился сын Борис. Об этом радостном событии солдат узнал из письма.
Алексей писал, чтобы жена воспитала сына настоящим человеком. Он был очень рад. Эта весточка была получена уже из окружения.
Взвод был окружен фашистами около деревни под Смоленском. Нашим солдатам пришлось отступить в леса, в которых было много болот… Стояла осень. Алексей писал, что питаются корой деревьев, корнями, клюквой, сильно простывают и болеют. Это было его последнее сообщение.
Олимпиада Павловна в конце войны получила похоронку. Сын Борис так и не увидел своего отца. Вырос он хорошим человеком.
Когда научился читать, мама ему дала письмо отца с фронта. Сын очень плакал.
В 1961 году прабабушке пришло извещение из военкомата: молодой солдат Староверов Алексей Иванович геройски погиб под Смоленском. В шестьдесят первом году в Смоленске открыт обелиск тем, кто погиб, защищая город. На нем увековечена фамилия и моего прадеда.
Я горжусь героизмом всех наших солдат. Всегда буду помнить подвиг моего прадеда, молодого солдата, защитившего нашу Родину от фашизма ценой своей жизни.
К. Бармина,
школа п. Левинцы

Подвиг, совершенный в тылу

Я хочу рассказать о своей прабабушке Левановой Серафиме Алексеевне и Левановой Елизавете Филипповне (золовка прабабушки). 
Эти две женщины остались в годы Великой Отечественной войны одни после того, как проводили моего прадедушку, Леванова Михаила Филипповича, на войну. Прабабушка Сима осталась с трехгодовалой дочкой Женей и ждала второго ребенка.
В первый месяц войны моего прадедушку Мишу убили, он так и не узнал, что у него в августе родился сын (мой дедушка Веня). Прабабушка Сима осталась вдовой в 26 лет, больше замуж не выходила и до конца жизни ждала с фронта своего мужа. Всегда верила, что ее Миша вернется к ней и детям. Она прожила 85 лет и уже перед смертью говорила, что прожила за двоих (за себя и за мужа). 
В годы войны прабабушкам Лизе и Симе было трудно, впрочем, как и всем, но они держали подсобное хозяйство, поэтому и выжили, так как была корова-кормилица, которую звали Мартой.
Женщины и дети сутками работали не покладая рук. Пахали на лошадях, сеяли вручную, косили горбушей, вывозили сено на лошадях и в ручную. Надо было кормить фронт, а работали одни женщины и дети, ведь все мужчины ушли на войну. У прабабушки Симы рука от такой тяжелой работы отнялась, не могла даже белье выжимать. Всем было тяжело, но была вера в победу, что мужчины вернутся и будет все хорошо! Так и вышло. 
Я восхищена жизненным подвигом людей в военное время!
Я. Рыбина,
школа п. Зенгино

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

28 + = 38