Победители. Солдатами не рождаются

Герои Великой Отечественной. Фронтовики. Их помнят и чтят поколения. они Вынесли грудью, ценой собственной жизни самую страшную войну. Это в их честь замер у Вечного огня часовой. Чей-то внук или правнук положит цветы. Это для них расцветают в мае сады и луга. Это о них мы молчим 9 мая… Спасибо вам, дорогие ветераны, за мирное небо над головой! За спасенную Родину! Мы помним. И дети детей наших запомнят ваш подвиг.

Война ефрейтора Липатникова

Великая Отечественная война. Три слова, и дрожь по телу. Три слова, что отзываются болью сразу в тысячах сердец. Слова, что не могут оставлять людей равнодушными, и неважно, как именно война коснулась того или иного человека. Важно то, что свой след она оставила в каждом из нас, в каждой семье, в каждом городе.
Как много сказано об этой войне, как много написано, однако, смысл кроется вовсе не в количестве повестей и рассказов, не в длине газетных статей и качестве документальных кадров, смысл в памяти, что несет в себе каждый из этих источников, смысл в том, чтобы нить, соединяющая нас, новое поколение, с этой ужасающей страницей истории, никогда не оборвалась.
Война закончилась, мы не видели ее, но стоит лишь на минуту взглянуть в глаза тех, кто подарил нам мирное небо над головой, как вновь оживают эти кровавые картины, опять приветливо улыбаются те, кто до желанной новости о Победе не дотянул, те, кто навсегда остались там, на фронте, на поле брани. Остались в памяти. Как же скупы слова! Они бессильны здесь! Боевые действия, ночные атаки, дни напролет у станка, пустые глаза, опухшие от слез, голод – это возможно представить, но невозможно прочувствовать до конца, ведь мы не видели этого. Я не видела, но видел мой прадедушка – Липатников Павел Прокопьевич.
Еще совсем ребенком он проводил отца на фронт первой мировой войны, вместе с этим на его плечи легла обязанность работать, будто он уже повзрослел, помогать матери. Маленький человек лицом к лицу с большими трудностями. Только по вечерам, когда ни единая душа не могла ни слышать, ни видеть его, Павел забивался в угол, чтобы поплакать… Ведь с тех самых пор он уже был настоящим мужчиной, опорой, а таким плакать воспрещается.
Все дальнейшие трудности он встречал с бесстрашием и мужеством – служба в артполку под Рязанью, учеба на курсах трактористов, работа в МТС, а после… война. Повестка пришла 29 июня 1941 года. Хотелось просто жить, любить, работать, а пришлось воевать. В Вологде Павлу доверили уже много повидавший на своем пути автомобиль «ГАЗ-2», ставший для молодого парня самой настоящей боевой подругой. Подруга эта, к слову, ни разу не подвела его, вместе прошли они по дорогам войны, перенесли все тяготы, побывали и в блокадном Ленинграде, поддерживая единственную живую артерию – Дорогу жизни, и в Сталинграде. После был 3-й Украинский фронт, Днепропетровск, Николаев, Одесса, 1-й Белорусский фронт – где только не побывал мой прадед, чего только не перенес. Именно за это в городе Лодзь торжественно вручили перед строем ефрейтору Липатникову П.П. благодарность Верховного Главнокомандующего. Едкий пот вперемешку с дорожной пылью застилал глаза бойца, но руки бережно и крепко прижимали к груди листок с теплыми словами благодарности.
Именно в пути от Вологды до Берлина, в стареньком «газике» встретил Павел весть о Победе. Теперь он не скрывал слез. Плакал, уткнувшись в баранку, плакал солеными слезами радости от той Победы, что была добыта такими же простыми солдатами, как и он сам, радости от Победы, столько долгожданной…
Над Берлином знамя нашей Победы! Ура!
Все послевоенное время мой прадедушка жил и работал на Лугоболотной опытной станции. Вспоминают Павла Прокопьевича те, кому довелось знать его, только добрыми словами.
А мы… Нам остается только помнить и чтить память о нем, как о части той мощной силы, что выковала своими руками Победу для нас, потомков. Мы бережно храним множество боевых наград. Они и память – все, что осталось нам. Мы в долгу перед ушедшими и ныне живущими Героями той Священной Войны.
А. Липатникова, п. Юбилейный 

По дорогам фронтовым

Мой папа – Злобин Александр Семенович 1920 года рождения – уроженец Вятско-Полянского района, Слудского сельсовета, деревни Мериновщина. Он был участником Великой Отечественной войны и войны с японскими империалистами. Частенько нам рассказывал о борьбе за Родину, о своих друзьях-товарищах, о боевых делах…
Ничего особенного не было в этом трудолюбивом, скромном, деревенском парне, вынесшем все тяготы войны.
Папу забрали 20 марта 1942 года, отправив на курсы шоферов в город Горький. После их окончания – в Сталинград на Второй Белорусский фронт. Разве это легко: подвозить на передовую снаряды, орудия и пищу солдатам. Нужно набраться смелости и решительности, чтобы ехать по изрытой немецкими бомбами дороге. Часто приходилось возить раненых. Едет он, торопится доставить пострадавших в медсанбат. А тут из-за туч выныривает немецкий бомбардировщик и начинает обстреливать машину. Раненые, которые могли держаться на ногах, сами выпрыгивали. Папе с другими бойцами приходилось вытаскивать тяжелораненых под обстрелом врага.
Во время Сталинградской битвы часть дивизии продвинулась далеко вперед и оказалась в окружении. Единственное спасение – это перебраться на противоположный берег Волги. Плыл он и слышал, как свистит летящая пуля, и нырял поглубже в воду. А от ледяной воды тело сводили судороги. Папа, нырнув под воду, отцепил булавку с нижнего белья и, укалывая в онемевшие руки и ноги, перебрался на тот берег. На рассвете уцелевшие солдаты переплывали обратно, чтобы вернуться к своим.
Участвовал папа и в героической битве на Курской дуге. Невозможно описать и рассказать о тех невыносимых условиях, в которых находились бойцы. С великой гордостью вспоминают все советские люди о тех солдатах, которые преодолели все тяжести и выстояли. В этом бою папа возил пушку и снаряды, вывозил раненых с поля боя, рискуя жизнью каждую минуту, потому что немецкие самолеты почти «ползали» по земле, сметая все живое. Всего отец за годы войны вывез с поля боя 5229 человек. Это записано у него в солдатской книжке. За эти героические поступки его наградили двумя медалями «За отвагу».
При освобождении Праги у папы разбомбили машину. Пробираясь через лес к нашим, он заметил немецкий автомобиль. Подполз поближе, в машине никого нет. Оббежал кругом, подполз с другой стороны – никого. Сел за руль и поехал. Только выехал из леса, как за ним пристраивается немецкая машина. Не открывает огонь и не обгоняет. Через некоторое время пристраивается еще одна, и так колонну из шести немецких автомашин папа привел в расположение наших войск. Как потом выяснилось, он сел в штабной автомобиль, а все остальные получили сигнал – ехать за ним. За героический поступок его наградили медалью «За освобождение Праги».
В трудных бездорожных и безводных условиях, при палящем солнце, температура прогревалась выше 50 градусов. Папа преодолевал перевал Большого Хингана, когда шло освобождение от японских империалистов. Войска могли продвигаться только ночью, так как даже техника такой жары не выдерживала. Папа вырывал яму в свой рост, накрывался сверху шинелью, а внизу был спасающий влажный песок. Положив на дно полотенце, по капельке собирал живительную влагу во фляжку, чтобы попить.
В боях с немецкими захватчиками отец был дважды ранен. А с вражеским осколком за ухом так и прожил всю оставшуюся жизнь. За проявленную отвагу, мужество и мастерство Родина наградила отца десятью медалями, Орденом Отечественной войны, Гвардейским Значком, Сталин объявил двадцать благодарностей. Привожу текст последней: «Гвардии рядовой Злобин Александр Семенович, Верховный Главнокомандующий Генералиссимус Советского Союза товарищ Сталин объявил Вам благодарность за Вашу отвагу, мужество, мастерство, проявленные за взятие столицы Украины г. Киева, за форсирование Днепра, за взятие г. Житомира, за разгром Корсуншевченской группировки, за разгром Яссо-Кишиневской группировки, за взятие городов Бузец, Васлун, Рымникул-Сэрат, за взятие столицы Венгрии г. Будапешта, за разгром 18 танковой дивизии немцев в районе Секешфехервар, за взятие городов Дебренец, Орадо-Маре, Вац, за форсирование реки Дунай, за взятие укрепленного пункта немцев Брно, за взятие столицы Австрии г. Вены, за штурм и освобождение столицы Чехословакии г. Праги, за перевал в трудных бездорожных и безводных условиях Большого Хингана, за взятие города Мукден».
Всего у папы вместе с юбилейными было 25 медалей и Орден Отечественной войны.
Т. Шишова, с. Коршик 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 83 = 91