Родителям на заметку

На снимке: коллектив отделения по работе с семьей и детьми Оричевского ЦСПСиД.

В семье рождается личность

Всем известно, что семья занимает самое главное место в воспитании и развитии личности.
То, что ребенок с раннего возраста возьмет от семьи, в которой вырос, он будет на подсознательном уровне помнить и хранить в своей памяти в течение всей жизни. Роль семьи – формирование мировоззрения, образа жизни, привычек и социального существования ребенка. В семье закладывается будущий характер ребенка, основы культуры, личная гигиена, распорядок дня и многое другое. В зависимости от благополучия, образа жизни родителей, общения и отношения между собой, семья может влиять на ребенка как положительно, так и негативно.
Эффективность воспитания зависит от того, насколько родителям удалось создать надлежащие условия. Прочный и крепкий семейный фундамент, основывающийся на любви к ребенку – залог того, что он вырастет гармоничной, успешной и уверенной в себе личностью. Родители должны понимать, что для ребенка главным является не материальное обеспечение семьи, а воспитание, совместный досуг, закладка моральных принципов, доверительные отношения и положительный пример со стороны взрослых.
Очень сложно правильно воспитать ребенка и дать ему должное образование, но только родители несут ответственность за детей, они способны сформировать в ребенке сильную и целеустремленную личность.
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль.
Авторитарный (властный, контролирующий) стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные.
Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.
Он приводит к дефициту положительных эмоциональных компонентов межличностных отношений в семье, формирует у детей негативные качества: лживость, скрытность, озлобленность, жесткость, безынициативность или протест и полное неприятие авторитета родителей.
У ребенка формируется тревожной тип личности, неуверенность в себе, замкнутость, недоверчивость.
Демократический стиль воспитания (авторитетный) – определяется высоким уровнем вербального (речевого) общения между детьми и родителями; включенностью в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, верой в успех самостоятельной деятельности ребенка.
Этот стиль воспитания включает в себя наличие спокойных и ровных взаимоотношений между равными личностями – родителями и детьми. Достоинство ребенка никогда не принижается, а отношения в семье добрые и теплые. Он уже с малых лет чувствует себя полноправным членом семьи и участвует в решении жизненных проблем.
Что касается поведения и поступков ребенка, то все проступки родители обсуждают с ним, чтобы понять мотивы и чтобы он мог сделать выводы. Такие дети быстро и легко овладевают нормами человеческих взаимоотношений и стараются не причинять вред другим, так как у них уже в какой-то степени сформированы нравственные качества.
На глазах у ребенка с детства благожелательное отношение его родителей к окружающим, внимательное, уважительное и неконфликтное. В семьях с демократическим стилем воспитания дети имеют умеренно выраженную способность к лидерству, умеренную агрессивность, стремление контролировать других, но сами с трудом поддаются внешнему контролю. Они имеют хорошее физическое развитие, социально активны, легко вступают в контакты со сверстниками.
В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать разные стили (например, отец – более авторитарен, мать – демократична).
Некоторые родители применяют другие стили воспитания.
Гипопротекция – чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.
Доминирующая гиперпротекция – проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе к ребенку, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Его не приучают к самостоятельности, подавляют развитие его чувства самостоятельности и ответственности.
Потворствующая гиперпротекция – воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, приводящее к непомерно высокому уровню его притязаний, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные возможности.
Эмоциональное отвержение – потребности ребенка игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают его
обузой и проявляют общее недовольство им. Часто родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему.
Жестокие взаимоотношения – могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.
От правильно выбранного родителями стиля воспитания в семье во многом будет зависеть будущий сценарий жизни и судьба ребенка. Поэтому очень важно выбрать оптимально правильный стиль воспитания и отношения к нему.

Советует специалист

Будь ласковее
Воспитание любовью — этот метод самый простой и естественный, не требующий специальных знаний и умений. Что может быть проще, чем любить своего малыша, свою частичку? Но в наше «продвинутое» время некоторым родителям так сложно любить своих детей!
Возможно, их самих недолюбили в детстве, не научили делиться чувствами, положительными эмоциями. Даже взрослым, по мнению известных психологов, для нормального самочувствия, хорошего настроения необходимо определенное количество объятий, поцелуев, «поглаживаний» в день. Доказано, что если человек недополучает положенной «дозы» ласки, он становится раздражительным, чувствует себя одиноким и никому не нужным. Для малыша положительные эмоции жизненно необходимы.
В первые месяцы после рождения именно кожно-мышечные ощущения являются основным источником впечатления, помогают познавать собственное тело и окружающий мир. Затем к эмоциональным реакциям добавляются зрительные, слуховые, обонятельные. Почему малыши в домах ребенка так отличаются от своих «домашних» сверстников? Они пугливы, неуверенны в себе, малоинициативны, позже начинают сидеть, ходить, говорить, у них плохо развито воображение, память, мышление. Объясняется просто – нет рядом близкого человека, реагирующего на каждое движение, улыбку, плач, кряхтение, который часто берет на руки, нежно прижимает, покачивает, успокаивает, хвалит.
Из чего состоит ласковое воспитание:
Контакт глаз – это любящий взгляд родителей, готовность отреагировать на плач, смех, любое движение. Он может успокоить, поддержать, развеселить, а иногда и наказать.
Физический контакт – это и «телячьи нежности», и «медвежьи шалости». Ребенок никогда не перерастет потребность в физическом контакте, меняется только форма его проявления. Младенец нуждается в поглаживании, в нежных объятиях; дошкольник любит как поцелуи, объятия, так и шумные игры, встряхивания, пощипывания. Чем старше ребенок, тем дальше он отдаляется от родителей, но ему все еще необходим физический контакт в виде поцелуев, дружеских похлопываний, объятий.
Пристальное внимание – оно позволяет почувствовать малышу, что он самый важный человечек в мире. Хотя бы 10 – 15 минут в день родители должны посвящать только ему, забыв про свои «взрослые» дела. Это может быть и игра, и беседа, и чтение книги. Лишь удовлетворив потребность ребенка в эмоциональном контакте, родители могут рассчитывать на дисциплину, самостоятельность. «Хорошего» воспитания легче добиться, когда ребенок чувствует, что его искренне любят и принимают таким, какой он есть, не стараясь унизить. Попробуйте посчитать, сколько раз в день Вы применяли «ласковое» воспитание. Если получилось мало или отсутствует одна из составляющих, то стоит задуматься и постараться изменить отношения с ребенком, сделав их более доверительными, нежными, доброжелательными. Можно просто обнять, поцеловать, сказать, как сильно Вы его любите, какой он умный, хороший, подчеркнуть его достоинства. Любви и ласки много не бывает!

Влияние телевидения
Родители начинают приучать детей к телевизору с самого раннего детства, забывая о негативных последствиях. Влияние телевидения на развитие личности ребенка недооценивать нельзя.
До четырехлетнего возраста дети еще не в состоянии различить правду и вымысел, когда смотрят телевизор. Поэтому для дошкольника телевидение — это источник полностью достоверной информации о том, как функционирует этот мир.
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что сцены жестокости и насилия, демонстрируемые с экранов, способствуют повышению уровня агрессивности. Очень часто именно просмотр телепередач обуславливает возникновение детских страхов. Молчание перед телевизором отрицательно влияет на речь. Передачи в основном построены стереотипно и никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности. Поэтому речь в игре становится скудной, пропадает интерес к познавательным играм и естественному движению.
Взрослым лучше сначала самим решить, что можно показывать ребенку, а что нет. Конечно, телевидение — источник информации, и совсем пренебрегать им не следует, но нельзя забывать и о том, что оно не является средством для полноценного развития личности
ребенка.
Е. КОКОРИНА,
психолог Оричевского центра
социальной помощи семье и детям,
педагог-психолог
детского сада «Родничок» п. Оричи 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

84 − = 76