Благовестник

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь находится в Нижегородской области недалеко от Сарова (Арзамас-16). Одной из его святынь является знаменитая Канавка Божьей Матери, находящаяся на территории. Монастырь – место паломничества многих и многих православных верующих.

Святыни земли русской

Не стоит село без праведника
Прежде чем св. Серафим Саровский основал обитель, на этом месте были дремучие леса. Там, в уединении, он долгое время жил в келье монашеской жизнью. К нему приходили как крестьяне, так и представители царской фамилии. Тысячу дней и ночей Серафим молился на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук.
Согласно житию, разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Они избили его и нанесли тяжелую травму, но ничего ценного не нашли. Преподобный чудом вернулся к жизни. Как не стоит село без праведника, так и Церковь опирается на таких святых угодников. Многие люди стали селиться неподалеку. В 1831 году святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни). Через два года он скончался.
– Первый раз я побывал в монастыре в 1991 году, – рассказывает настоятель храма Спаса Нерукотворного в Спас-Талице о. Николай. – Тогда он еще находился в довольно плачевном состоянии. Из действующих был только Троицкий храм. Мы ездили на квартиру монахини, которая общалась с теми людьми, кто приходил к Серафиму Саровскому.
В 1990 году обретены мощи Серафима Саровского и началось возрождение обители. Там, по преданию, явилась Пресвятая Богородица. Где она прошла, выкопали Канавку, которая, по ее словам, станет стеной на пути Антихриста. В советские годы Канавка была заровнена, сейчас ее возродили, здесь проходят верующие Крестным ходом, читают песнь Богородице. Сам монастырь преобразился. Освящен центральный Преображенский собор, выстроен еще один храм. В монастыре живет много монахинь, в том числе и молодые девушки.
В окрестностях монастыря располагаются 6 святых источников, 5 из них находятся на территории Дивеева: в честь Казанской иконы Божией Матери, Божией Матери Умиление, Иверской иконы Божией Матери, святого Пантелеимона, Матушки Александры.
Воспитанник нашего прихода Игорь Коротких иподиаконствует Владыке – такая связь нашего прихода с Нижегородской епархией.
Это ближайшая святыня от нашей области. Мы с матушкой ездили в Дивеево после венчания в свадебное путешествие. Хотелось приобщиться к святыням.
Традиционно тем, кто приезжает в монастырь, раздают сухарики из чугунка. Подобными угощал приходящих к нему Серафим. Ко всем он обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал: «Христос воскресе!». Здесь его личные вещи: топорик, мотыга, которыми он работал, одежда. Соприкосновение со святынями дает приобщиться к благодати Божией, которая сохраняется в сердце.
Рай на земле
Дважды посетили Дивеево в прошлом году ветераны из поселка Оричи. 23 человека ездили в июле и сентябре. Об одной из поездок и ведет рассказ председатель районного Совета ветеранов Изольда Александровна Галимуллина:
– Началось наше путешествие в семь вечера. В девять мы уже расположились в комфортабельном автобусе и направились в Дивеево. Ночью в городе Советске сделали остановку для отдыха. А в семь утра наша делегация прибыла в Нижний Новгород, где к нам подошел гид, мы совершили обзорную экскурсию. В половине двенадцатого продолжили поездку, в три мы уже были в Дивеево. Приехали, когда поспевали яблоки. Впечатление, будто попал в райский сад. Побывали в храмах, приложились к мощам преподобного Серафима Саровского и дивеевских сестер – преподобных Александры, Марфы и Елены.
Среди многих святынь Канавка Богородицы занимает особое место. Преподобный Серафим говорил, что она до небес высока и всегда будет стеной и защитой от Антихриста, что Царица Небесная сама своим пояском измерила и ежедневно проходит по Канавке, входя в свой удел и благословляя всех. При подходе к Канавке нужно снять обувь и проходить поздним вечером. Но у нас не было времени, и мы прошли днем. Все шли и читали молитву «Богородица Дева, радуйся…». Надо прочитать ее 150 раз, поэтому люди обычно идут медленно. Вокруг царит необыкновенная умиротворенность и тишина.
Через 777 метров, где заканчивается Канавка, лежит земля, и каждый набирает немного. По приезду надо обойти вокруг дома и посыпать землицы, чтобы никакое зло не пришло в семью. Запомнилось надолго и вечернее богослужение.
Побывали мы и у святых источников. Отстояв очередь, зашли в купальню, окунулись в холодную воду – будто вновь родились. На обратном пути не чувствовали усталости.
Впечатления от поездки останутся на всю жизнь. По возможности постараюсь бывать там каждый год.

На снимке: С.В. Гагаринова во время Великорецкого Крестного хода.

«Чтобы люди стали добрее»

В этом году Великорецкому Крестному ходу — 25 лет со дня возрождения после гонений советской власти. Год от года все больше собирается паломников со всех уголков страны и зарубежья. От одного десятка тысяч цифра увеличилась до 70 тысяч человек.
В Крестный ход отправляется и немало жителей Оричевского района. Кто-то ходит ежегодно, а кто и впервые участвует в столь массовом и продолжительном шествии.
– Ликование души. Так можно описать свои чувства после литургии на берегу реки Великой, – делится впечатлениями оричанка Светлана Васильевна Гагаринова, которая год назад первый раз ходила в Крестный ход. – По предложению соседки я отправилась в путь с подругой, та ходит уже несколько лет. Не знала, какую лучше взять обувь и, послушав советов, взяла резиновые сапоги с шерстяными носками (они так и не пригодились), резиновые сланцы, а пошла в удобных мокасинах. До Кирова мы доехали на электричке, уже от Успенского Трифонова монастыря началось торжественное шествие с образом святителя Николая в Великорецкое, где более 600 лет назад была и обретена чудотворная икона.
Крестный ход продолжался три дня. В первый день дошли до с. Бобино, места первой остановки. Мы предусмотрительно взяли с собой палатку. Те, у кого палатки не оказалось, могли разместиться в предлагаемых 20 палатках. Конечно, этого очень мало на огромное число паломников. Здесь шли и бабушки с палочками, и мамочки с детьми — многие с грудными младенцами, везли детей и в самодельных небольших кибитках. Когда я смотрела на этих людей, думала, что я в гораздо лучшем положении и мне грех жаловаться в пути на что-либо. Благодаря подруге мы приходили на стоянки в числе первых, она уже знала, где можно взять воды, где лучше разбить палатку. Предполагается, что паломники постятся в дороге, но все же на остановках было организовано горячее питание, кто шел впереди, успевали покушать. Один раз только я брала гречневую кашу и горячий чай. А так обходилась взятыми с собой отрубями и хлебцами, также овощами и фруктами, которые можно было купить в магазинах по пути. Этого оказывалось достаточно для утоления голода. Не хватало горячего чая, потому что ночью очень холодно. Более опытные берут с собой переносные горелки для подогрева пищи. Одета я была тепло, но все же на вторую ночь дополнительно надела дождевик и большой полиэтиленовый пакет на ноги – получился своеобразный спальник. Ночные остановки длились часов пять – с девяти вечера до трех утра. И снова в путь. Второй день получился долгий – шли с 3 утра и до 9 вечера, плечи устали от лямок рюкзака… Радовало, что в прошлом году погода стояла не жаркая, сухая. Когда приближались к Великорецкому, на небе сгустились тучи, но дождь так и не начался. На каждом привале глубоко верующие читали акафист Николаю Чудотворцу, прикладывались к иконе святого. Мы приложились к иконе только один раз за время пути, были большие очереди.
Длительный привал – около 4 часов — организовали в с. Макарье. Я исповедовалась в местной церкви, причастилась. Здесь служил священником у подруги отец. Остановились в его доме, помылись в бане, хорошо покушали, отдохнули с дороги. К Великорецкому подошли к вечеру, ночевали в машине батюшки. На следующий день прошло богослужение, освящение воды в реке Великой. После чего – омовение. Можно было окунуться в воду в купальнях и в реке. Но в купальни тоже оказались большие очереди, и мы окунулись в Великой. Вода оказалась холодная. Но после этого словно и не было трехдневного пути, почувствовался прилив сил, в душе — умиротворение.
После прохождения Крестного хода появилась вера в лучшее, понимание того, что в людях есть духовность, доброта, понимание. Об этом сами за себя говорят два эпизода пути. На одном из привалов я потеряла телефон. Только хотела набрать мамин номер с телефона подруги, чтобы она позвонила на мой. Как мама сама мне звонит и говорит, что ей позвонил молодой человек и сообщил, куда идти, чтобы взять телефон. Он сказал, что сам терял телефон и понимает, как это волнительно. Еще на остановке заплакала маленькая девочка, устав от длительного пути. Совершенно незнакомый мужчина вызвался помочь матери понести ребенка. Вот такая взаимопомощь. И это нормально. Люди преодолевают трудности пути, чтобы почувствовать духовную радость, помолиться за родных, близких, о здоровье, чтобы был вокруг мир, и люди стали добрее.
Подготовила Галина БРОННИКОВА 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

22 + = 27

Advertise Here
Рейтинг@Mail.ru