Любимая книга. «Собачье сердце»

Многие произведения М.А. Булгакова не были напечатаны при жизни автора и нашли своего читателя лишь через десятилетия. Такая участь не обошла и повесть «Собачье сердце». Образы главных героев призваны выразить точку зрения автора, его мнение о социальном и государственном устройстве.
В начале повести перед нами пес Шарик, не лишенный интеллекта и сообразительности. Шарик с уважением относится к графу Толстому, замирает, когда слышит арию из «Аиды». У него есть свое мнение по поводу «свободы воли». Рассуждения пса близки к рассуждениям здравомыслящего человека.
Во второй части повести перед нами уже не Шарик, а чудовище. Можно сказать, что перед нами восставший Клим Чугункин, чьего воспитания, образования и интеллекта хватает только на то, чтобы кричать о социальном неравенстве. Столь яростная авторская сатира, конечно, не могла пройти цензуру. По Булгакову, собака лучше, чем «трудовой» элемент товарищ Шариков.
При этом, как мне кажется, автор высказывается не против пролетария как такового, а против той неприятной и бесполезной толпы бездельников, которых революция вынесла на поверхность. Не случайно в темном мозгу Шарикова социальная справедливость равнозначна ложному дележу: «Взять все и поделить… А то что ж: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет». Интересно, что даже при подобных рассуждениях Шариков выставлен скорее жертвой, а не палачом. Ведь у «неразумного» животного есть наставник – Швондер. В лице последнего Булгаков высмеивает еще один тип человеческого характера. Псевдореволюционер Швондер мечтает не работать, а разжиться за счет других. Подобная позиция, к сожалению, остается присущей человеческой натуре во все времена.
Мысленно Булгаков выступает на стороне интеллигенции. У него – это люди труда и высокой нравственности. Профессор Преображенский – светило мировой медицины, трудоголик. Его воспитание не позволяет ему опускаться до уровня Шарикова. Их противопоставление иллюстрирует авторскую позицию по поводу животрепещущей тогда темы – интеллигенции и народа.
Важнейший вывод вложил Булгаков в уста Преображенского: «Что такое эта ваша разруха?.. разруха сидит не в клозетах, а в головах!»
В итоге завет великого писателя, оставленный нам в повести, прост и гениален: «Человек не должен ни при каких обстоятельствах терять человеческий облик!»
В. МИХАЙЛЫЧЕВ, корректор газеты «Искра»

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 4