Мама звала меня Витей

Однажды в редакцию газеты «Искра» зашел мужчина пенсионного возраста, угостил конфетами и предложил нам разгадать конструктор-головоломку, которую он смастерил. Конечно, мимо такого интересного человека мы пройти не могли…
Наш коллектив пытался разобраться в металлических кольцах, крючках, но никак. А в умелых руках Виктора Порфирьевича все восемь колец легко снялись с ручки, а затем наделись обратно, говорит, ничего сложного. Свое мудреное изделие он подарил нам. Приглашаем всех желающих: попробуйте разобраться. Разгадавшему головоломку – подписка на «Искру» в подарок. Делал и из деревянных брусочков на подобии головоломки Макарова.
Глядя в добрые светлые глаза и видя неизменную улыбку на лице Виктора Порфирьевича, ни за что бы не подумала, какое суровое детство досталось ему. С грустью он вспоминает 1943 год, когда с мамой плыл на каком-то пароходе. После она посадила сына в поезд, поставила чемодан на последнюю ступеньку вагона и сказала: «Иди!» А когда Витюша оглянулся, то мамы нигде не было. Испугался, заплакал. Незнакомые женщины угостили малыша огромным помидором. Он поел и уснул. Больше свою мать он никогда не видел. И вроде бы ее он и не осуждает, говорит, одна она была, война, голод. Решила, наверное, что если оставит среди людей, то сын не пропадет. И Витя не пропал, не потерялся в жизни.
На конечной станции его сняли с поезда и отправили в Казанский детский приемник. Отсюда начались скитания по детдомам Татарской Республики. О себе он знал лишь свое имя. В 1945 году по зубам ему определили примерную дату рождения, дали отчество, а фамилию выбрал сам – так и стал Виктором Бороздовым, год рождения – 13 ноября 1940-го. А местом рождения значится город Зеленодольск, где учился в ремесленном училище.
Окончив учебу, получил специальность токаря 4 разряда. В Казани завербовали разнорабочим на строительство железнодорожного моста в Красноярском крае близ города Ачинска. Оттуда уже поехал на строительство моста через реку Бирюса на линии Тайшет – Абакан. Был подручным клепальщика. В лютый мороз приходилось висеть на монтажных ремнях, помогать мастеру, чтобы заклепки прикрепить плотно. Здесь построили мост из четырех пролетов, каждый 55 метров длиной. Вскоре освободилось место токаря, стал работать по специальности.
Здесь, в Сибири, Виктор Порфирьевич женился, родился сын. На семейном совете решили ехать к родственникам жены. Так оказались в Калининской (ныне Тверской) области. Работал на стекольном заводе, но заработки молодую семью не устраивали, вновь переезд, уже в Воркуту.
Виктор Порфирьевич устроился на Воркутинский механический завод токарем. Все производимое оборудование шло на местные шахты. В год приезда семьи Бороздовых, в 1963-м, на шахте № 1 «Капитальная» в Воркуте произошла трагедия: взорвался метан, погибло 157 человек. Целый месяц на заводе делали металлические оградки.
Там отработал до самой пенсии. А в 1998 году переехал с женой Антониной в наш райцентр. Виктор Порфирьевич рассказывает, что хотелось жить, где теплее, чем за полярным кругом, а на юг ехать нельзя, такого перепада климатических условий здоровье могло не выдержать. Так в Оричах появился свой «Кулибин».

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 1 =