Отец умер от ран, но мама не признана вдовой

На снимке: Л.А. Лобастова с фотографией отца.

Мой папа Пленков Александр Иванович ушел на фронт 17 июля 1941 года. Попал служить в 311 дивизию, которая формировалась в городе Кирове.
В начале осени дивизия была переброшена на защиту Ленинграда, где 8 сентября – в день, когда замкнулось кольцо блокады вокруг города на Неве, – был ранен. Осколок размером в несколько миллиметров попал в легкое. Лечился отец в медсанбате, а 1 октября поступил в Ленинградский 66-й госпиталь.
Когда пришел с фронта, он рассказывал, что было в то время очень голодно. Раненые ходили на свалки в поисках съестного, а найдя, сразу же съедали. Отец и сам побывал там один раз.
12 марта по Ладоге его вывезли из Ленинграда в госпиталь города Сокол, а 1 мая отправили домой на родину в Истобенск.
Вернулся отец больным и изможденным. По совету врача, мама, уходя на работу, прятала от него хлеб, чтобы ему, изголодавшемуся по пище, не стало хуже.
Осколок достать было невозможно из-за сложности его расположения. Легкое гнило, постоянно держалась температура около 40 градусов. Мы видели, что при каждом движении осколок приносил папе сильные боли. Мама принимала все меры, чтобы облегчить страдания мужа. Приглашала ленинградских врачей, живших в то время в селе в эвакуации и у которых были нужные лекарства. Расплачивалась за них продуктами, а сама и мы, дети, жили впроголодь.
Папы не стало в ноябре 1945 года.
И непонятно, по какой причине сельский врач Мария Ивановна написала в свидетельстве о смерти, что он умер от туберкулеза, а не от ранения. Но этот документ, по моему мнению, написанный бездумно, очень повлиял на всю нашу последующую жизнь. Результат: папа – не участник Великой Отечественной, мы – четверо его детей, оставшиеся сиротами, – не дети участника войны, лишенные тех льгот, которые были положены законом, Пленкова Капиталина Васильевна, наша мама – не вдова ветерана.
Повзрослев, я не раз обращалась по этому поводу к властям и постоянно получала ответ: «Умер от туберкулеза! Не положено!..»
Наша мама все выдержала. Никого не ругала, только иногда, когда жизнь становилась тяжелей некуда, в сердцах произносила: «Уж лучше бы убили…» Но это случалось очень редко, потому что она была сильной женщиной. Подняла нас всех на ноги, всем обеспечила образование, приучила к труду. Она умерла в 92 года. Светлая память и низкий поклон ей и другим матерям, которые в те трудные годы вынесли на своих плечах все тяготы страшной войны.
Л. Лобастова, с. Шалегово

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + = 7