Как живете-можете, соседи?

Не секрет, что Верхошижемский район нам не чужой: семь лет мы были единым целым с центром в Оричах. В то время объединенный бюджет шел в основном на развитие нашего поселка, тогда как жизнь на Шижме практически замерла: новые дороги, дома, школы, магазины не строились. А для Оричей это как раз был период расцвета. Прошло 48 лет. Районы существуют каждый сам по себе. Но интерес к жизни соседей у оричан не иссяк.
 
Казань, Питер…
Перед поездкой в Верхошижемский район «искровцы» изучили карту и нашли множество необычных названий деревень – Москва, Питер, Казань, Смоленец, Тюмени, Кикиморка, Бережные у реки, Лена, Хазы, Сизые, Мулы, Вьюги. Ну как не заехать в Казань или Питер?! Это были первые погосты в нашем путешествии.
Всего восемь километров от Верхошижемья в сторону села Верхолипово, и вы в Казани. Правда, эта Казань совсем не похожа на столицу Татарстана. Такое имя у деревни, наверное, потому, что здесь проходил некогда тракт Вятка – Казань. А ведь известно, что даже улицы в крупных городах назывались по направлению, к которому вели (улица Казанская в Вятке). Но это лишь предположение.
Въезд в деревню по полевой дороге, с обеих сторон заросшей кустарником. Жилой дом один. Но с хозяином, увы, встретиться не удалось. Вероятнее всего, здесь живут лишь в дачный период. Примечательно, что на доме установлен небольшой российский флаг с георгиевской ленточкой. А рядом с сараем позабыты-позаброшены старинные оконные наличники ручной работы.
По дороге остановились у памятника Герою Советского Союза уроженца деревни Буравцы – Храмцова Сергея Васильевича. Он был командиром роты 14-й гвардейской танковой бригады (1-й Украинский фронт), гвардии старшим лейтенантом. К слову сказать, верхошижемцы чтят память как земляков-героев, так и своих родных деревень. Здесь принято устраивать встречи односельчан, даже если село прекратило свое существование. В Верхошижемском районе одним из первых в России был установлен памятник деревне – Исаевщине.
Деревень Питер и Смоленец тоже уже давно нет. Места, с таким трудом отвоеванные крестьянами у леса под пашни, теперь зарастают…
 
На снимке: Н.Д. Трушков.
По Москве куры ходят
Следующим пунктом назначения была Москва. Пять километров в направлении на Советск, и виден заветный указатель. Между прочим, бывали случаи, когда дальнобойщики, плохо знающие географию, заезжали в верхошижемскую Москву. А заехав в тупик, страшно ругались: фуру сложно развернуть на узенькой улочке.
Коренной москвич Николай Дмитриевич Трушков встретил нас на пороге. А у дома этого долгая интересная жизнь. Когда-то он принадлежал Трушкову Дмитрию Васильевичу, раскулаченному в 30-е годы прошлого века, потом его использовали в качестве конторы, а уже позднее отец Николая выкупил его для семьи и перевез на новое место.
Фамилия Трушковых для деревни Москва значима, по одной из версий, первоначальное название было Трушковский починок. Вот и Николай Дмитриевич рассказывает, что в деревне преобладала эта фамилия, а еще были Пластинины, Егоровых, Окуневы. В семье Трушковых о происхождении названия родной деревни говорят, что по этим местам гнали каторжников из Москвы, а больных и совсем ослабших оставляли здесь, мол, они и дали починку такое название в память о покинутом городе.
Родился москвич Николай Дмитриевич в 1951 году. Ни тогда, ни раньше и тем более позже не было в Москве детсадов и школ. За знаниями ребятня ходила за три километра в деревню Мальцы. Мама Николая была конюхом, отец всю жизнь валил лес. Были в Москве и фермы Верхошижемского совхоза. Позже здесь разводили уток.
Но постепенно хозяйство умирало, жители разъезжались. Сейчас в Москве все население – шесть человек, пять из которых пенсионеры. В деревне осталось три стационарных телефона, но во время дождей и те не работают. Причина проста: ветви берез, намокая, опускаются на провода, происходит замыкание, а обрезать разросшиеся деревья некому. Водопровода в Москве отродясь не бывало. Но зато Николай Дмитриевич хвастается, что вода из их колодцев чистая и полезная. Летом здесь рай для грибников и ягодников, сами москвичи далеко от дома не отходят, а полные корзины набирают.
Жить деревне помогает Надежда Дмитриевна Кальсина. Она переехала в Москву в 1967 году, когда молодым агрономом по распределению оказалась в Верхошижемье, жилье предоставили в деревне с громким названием. Сейчас Надежда Дмитриевна разносит 
почту и продукты под заказ. Душой и сердцем желает родной деревне не умереть, надеется на чудо, что Москва будет жить.
Москвичи без дела не сидят, ухаживают за садами и огородами. Николай Дмитриевич жалуется, что нынче кабаны изрыли все картофельное поле. А так как деревня полупустая, здесь даже средь бела дня можно встретить зайцев.
Прожив всю жизнь в Москве, он не представляет свой быт без хозяйства. Несмотря на слабое зрение, из-за чего по дому ходит на ощупь, все еще держит кур. Зимой отапливает курятник, чтобы несушки не замерзли, а летом девять кур и петух-вожак свободно гуляют по единственной деревенской улице. Дом Трушкова сторожит пес Бумер, который даже не высунулся из конуры во время нашего визита.
Расставаться с нами Николай Дмитриевич не хотел, редки теперь стали гости в Москве… 
 
На снимке: П.И. Останин, Н.Л. Стародубов, В.И. Опарин (слева направо).
«Музеевичи»
За историей о происхождении интересных названий деревень мы отправились в Верхошижемский краеведческий музей. Здесь нас встречал его директор Павел Иванович Останин. Кстати, до выхода на пенсию он был начальником районного управления образования. Усадили нас за стол, на котором  уже красовался самовар с баранками, и под горячий чай полилась беседа. На наш вопрос о необычных названиях Павел Иванович, улыбаясь, сказал, что они такие, потому как здесь всегда жили люди творческие и с хорошей фантазией. К сожалению, достоверных документальных подтверждений нет. Нам поведали лишь наиболее популярные версии.
Сотрудник музея Владимир Иванович Опарин, бывший корреспондент газеты «Верховья Шижмы», рассказал нам о своем любимом предположении. Еще во времена его детства старики говаривали, что названия эти появились после Отечественной войны 1812 года. Когда возвращались солдаты из дальних мест, принося с собой наименования крупных городов.
По следующей версии, более правдоподобной, диковинные названия пришли вместе с переселенцами.
Владимир Иванович, наш бывший коллега, не забывает о прежнем месте работы, на базе музея он ведет кружок «Юнкор». А каждое лето организует велопрогулки по району. Вместе с ребятами разрабатывают маршрут, объезжают жилые и покинутые деревни. А после, на редколлегии, решают, какие материалы написать в «Верховья Шижмы» на страницу под названием «Школяндия». Уже создано 152 ее выпуска!
Также здесь проводятся интеллектуальные конкурсы. В них участвуют юные корреспонденты вместе с родителями, бабушками и дедушками.
Есть у музея и друг и помощник в одном лице – Николай Леонидович Стародубов. Со школьной скамьи он увлекается историей. Дважды пытался поступить на истфак, но не удалось, да только любовь к датам и фактам не потерял.
Сейчас он работает на пилораме – семью-то надо содержать. Зато в выходные за свой счет собирается и едет в областной центр – посидеть над архивными документами, найти неизвестное о своей семье, о родной деревне, крае. Исправно пишет статьи в местную районную газету, отчитываясь за проделанную работу. Тесно сотрудничает с музеем, помогая найти истину.
Так Николай Леонидович официально установил, что его предки на территорию Верхошижемского района были заселены в 1721 году. Их перевели на пустующие земли из мест нынешнего Кирово-Чепецка.
Еще музейщики рассказали о новой сложившейся традиции в их районе. Вот уже шесть лет как 7 июля проходит Крестный ход в селе Зониха. В нем активное участие принимают и сотрудники музея. Им, как любителям истории, интересно пройти по местам покинутых деревень, насладиться живописными холмистыми местами. К тому же на берегу реки есть неизученные пещеры, до сих пор неизвестно их происхождение и глубина впадин. Кстати, Николай Стародубов в своей статье подробно описал маршрут с указанием деревень, их историей.
Начинается ход от храма, шествие идет по правому берегу реки Ошеть и заканчивается на месте бывшей деревни Гладкий Мыс – здесь родниковый комплекс Троицкий. Вся протяженность пути 24 километра. По дороге четыре раза останавливаются, чтобы помолиться за невинно убиенных детей, служителей церкви, вятских крестьян. В этот день верхошижемцы ждут всех желающих для совершения хода.
…Конечно, далеко не все гладко в Верхошижемском районе. Не осталось ни одного государственного промышленного предприятия, функционирует всего три аграрных хозяйства. Но за последнее время построен новый детский сад, на базе старого будет гостиница для спортсменов: есть новая освещенная лыжня, на которой проходят соревнования российского уровня. Как и у нас, реализуются проекты поддержки местных инициатив, направленные в основном на ремонт дорог и водопроводов. А если вы вдруг захотите в гости к соседям, так там нам всегда рады!

 

Казань, Питер…
Перед поездкой в Верхошижемский район «искровцы» изучили карту и нашли множество необычных названий деревень – Москва, Питер, Казань, Смоленец, Тюмени, Кикиморка, Бережные у реки, Лена, Хазы, Сизые, Мулы, Вьюги. Ну как не заехать в Казань или Питер?! Это были первые погосты в нашем путешествии.
Всего восемь километров от Верхошижемья в сторону села Верхолипово, и вы в Казани. Правда, эта Казань совсем не похожа на столицу Татарстана. Такое имя у деревни, наверное, потому, что здесь проходил некогда тракт Вятка – Казань. А ведь известно, что даже улицы в крупных городах назывались по направлению, к которому вели (улица Казанская в Вятке). Но это лишь предположение.
Въезд в деревню по полевой дороге, с обеих сторон заросшей кустарником. Жилой дом один. Но с хозяином, увы, встретиться не удалось. Вероятнее всего, здесь живут лишь в дачный период. Примечательно, что на доме установлен небольшой российский флаг с георгиевской ленточкой. А рядом с сараем позабыты-позаброшены старинные оконные наличники ручной работы.
По дороге остановились у памятника Герою Советского Союза уроженца деревни Буравцы – Храмцова Сергея Васильевича. Он был командиром роты 14-й гвардейской танковой бригады (1-й Украинский фронт), гвардии старшим лейтенантом. К слову сказать, верхошижемцы чтят память как земляков-героев, так и своих родных деревень. Здесь принято устраивать встречи односельчан, даже если село прекратило свое существование. В Верхошижемском районе одним из первых в России был установлен памятник деревне – Исаевщине.
Деревень Питер и Смоленец тоже уже давно нет. Места, с таким трудом отвоеванные крестьянами у леса под пашни, теперь зарастают…
По Москве куры ходят
Следующим пунктом назначения была Москва. Пять километров в направлении на Советск, и виден заветный указатель. Между прочим, бывали случаи, когда дальнобойщики, плохо знающие географию, заезжали в верхошижемскую Москву. А заехав в тупик, страшно ругались: фуру сложно развернуть на узенькой улочке.
Коренной москвич Николай Дмитриевич Трушков встретил нас на пороге. А у дома этого долгая интересная жизнь. Когда-то он принадлежал Трушкову Дмитрию Васильевичу, раскулаченному в 30-е годы прошлого века, потом его использовали в качестве конторы, а уже позднее отец Николая выкупил его для семьи и перевез на новое место.
Фамилия Трушковых для деревни Москва значима, по одной из версий, первоначальное название было Трушковский починок. Вот и Николай Дмитриевич рассказывает, что в деревне преобладала эта фамилия, а еще были Пластинины, Егоровых, Окуневы. В семье Трушковых о происхождении названия родной деревни говорят, что по этим местам гнали каторжников из Москвы, а больных и совсем ослабших оставляли здесь, мол, они и дали починку такое название в память о покинутом городе.
Родился москвич Николай Дмитриевич в 1951 году. Ни тогда, ни раньше и тем более позже не было в Москве детсадов и школ. За знаниями ребятня ходила за три километра в деревню Мальцы. Мама Николая была конюхом, отец всю жизнь валил лес. Были в Москве и фермы Верхошижемского совхоза. Позже здесь разводили уток.
Но постепенно хозяйство умирало, жители разъезжались. Сейчас в Москве все население – шесть человек, пять из которых пенсионеры. В деревне осталось три стационарных телефона, но во время дождей и те не работают. Причина проста: ветви берез, намокая, опускаются на провода, происходит замыкание, а обрезать разросшиеся деревья некому. Водопровода в Москве отродясь не бывало. Но зато Николай Дмитриевич хвастается, что вода из их колодцев чистая и полезная. Летом здесь рай для грибников и ягодников, сами москвичи далеко от дома не отходят, а полные корзины набирают.
Жить деревне помогает Надежда Дмитриевна Кальсина. Она переехала в Москву в 1967 году, когда молодым агрономом по распределению оказалась в Верхошижемье, жилье предоставили в деревне с громким названием. Сейчас Надежда Дмитриевна разносит 
почту и продукты под заказ. Душой и сердцем желает родной деревне не умереть, надеется на чудо, что Москва будет жить.
Москвичи без дела не сидят, ухаживают за садами и огородами. Николай Дмитриевич жалуется, что нынче кабаны изрыли все картофельное поле. А так как деревня полупустая, здесь даже средь бела дня можно встретить зайцев.
Прожив всю жизнь в Москве, он не представляет свой быт без хозяйства. Несмотря на слабое зрение, из-за чего по дому ходит на ощупь, все еще держит кур. Зимой отапливает курятник, чтобы несушки не замерзли, а летом девять кур и петух-вожак свободно гуляют по единственной деревенской улице. Дом Трушкова сторожит пес Бумер, который даже не высунулся из конуры во время нашего визита.
Расставаться с нами Николай Дмитриевич не хотел, редки теперь стали гости в Москве… 
«Музеевичи»
За историей о происхождении интересных названий деревень мы отправились в Верхошижемский краеведческий музей. Здесь нас встречал его директор Павел Иванович Останин. Кстати, до выхода на пенсию он был начальником районного управления образования. Усадили нас за стол, на котором  уже красовался самовар с баранками, и под горячий чай полилась беседа. На наш вопрос о необычных названиях Павел Иванович, улыбаясь, сказал, что они такие, потому как здесь всегда жили люди творческие и с хорошей фантазией. К сожалению, достоверных документальных подтверждений нет. Нам поведали лишь наиболее популярные версии.
Сотрудник музея Владимир Иванович Опарин, бывший корреспондент газеты «Верховья Шижмы», рассказал нам о своем любимом предположении. Еще во времена его детства старики говаривали, что названия эти появились после Отечественной войны 1812 года. Когда возвращались солдаты из дальних мест, принося с собой наименования крупных городов.
По следующей версии, более правдоподобной, диковинные названия пришли вместе с переселенцами.
Владимир Иванович, наш бывший коллега, не забывает о прежнем месте работы, на базе музея он ведет кружок «Юнкор». А каждое лето организует велопрогулки по району. Вместе с ребятами разрабатывают маршрут, объезжают жилые и покинутые деревни. А после, на редколлегии, решают, какие материалы написать в «Верховья Шижмы» на страницу под названием «Школяндия». Уже создано 152 ее выпуска!
Также здесь проводятся интеллектуальные конкурсы. В них участвуют юные корреспонденты вместе с родителями, бабушками и дедушками.
Есть у музея и друг и помощник в одном лице – Николай Леонидович Стародубов. Со школьной скамьи он увлекается историей. Дважды пытался поступить на истфак, но не удалось, да только любовь к датам и фактам не потерял.
Сейчас он работает на пилораме – семью-то надо содержать. Зато в выходные за свой счет собирается и едет в областной центр – посидеть над архивными документами, найти неизвестное о своей семье, о родной деревне, крае. Исправно пишет статьи в местную районную газету, отчитываясь за проделанную работу. Тесно сотрудничает с музеем, помогая найти истину.
Так Николай Леонидович официально установил, что его предки на территорию Верхошижемского района были заселены в 1721 году. Их перевели на пустующие земли из мест нынешнего Кирово-Чепецка.
Еще музейщики рассказали о новой сложившейся традиции в их районе. Вот уже шесть лет как 7 июля проходит Крестный ход в селе Зониха. В нем активное участие принимают и сотрудники музея. Им, как любителям истории, интересно пройти по местам покинутых деревень, насладиться живописными холмистыми местами. К тому же на берегу реки есть неизученные пещеры, до сих пор неизвестно их происхождение и глубина впадин. Кстати, Николай Стародубов в своей статье подробно описал маршрут с указанием деревень, их историей.
Начинается ход от храма, шествие идет по правому берегу реки Ошеть и заканчивается на месте бывшей деревни Гладкий Мыс – здесь родниковый комплекс Троицкий. Вся протяженность пути 24 километра. По дороге четыре раза останавливаются, чтобы помолиться за невинно убиенных детей, служителей церкви, вятских крестьян. В этот день верхошижемцы ждут всех желающих для совершения хода.
…Конечно, далеко не все гладко в Верхошижемском районе. Не осталось ни одного государственного промышленного предприятия, функционирует всего три аграрных хозяйства. Но за последнее время построен новый детский сад, на базе старого будет гостиница для спортсменов: есть новая освещенная лыжня, на которой проходят соревнования российского уровня. Как и у нас, реализуются проекты поддержки местных инициатив, направленные в основном на ремонт дорог и водопроводов. А если вы вдруг захотите в 
гости к соседям, так там нам всегда рады!

 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

25 + = 35