История одной фотографии

На снимках: Дом культуры; после спектакля «Бесприданница», второй ряд, в центре — Фида Двоеглазова.
Снимок, на котором изображен деревянный Дом культуры в районном центре, известен многим, но вот кто его автор, — увы, никто не знает. На просторах интернета часто можно видеть отзывы оричан о данном фото, вместе с тем люди хотят знать — в каком году он сделан, где располагалось здание, исторические события с ним связанные. Сетуют: почему так мало фотографий поселка Оричи существует довоенной, послевоенной, советской поры. Современников интересует история своей малой родины. Мы решили провести небольшое расследование и узнать, насколько это возможно, все об этой уникальной фотографии.
 
Театральная жизнь поселка кипела
Согласно выдержкам из архивного альбома, который ныне находится в районном музее, первый Дом культуры в Оричах был построен в 1934 году площадью 600 квадратных метров, с наличием 270-и мест в зрительном зале. Его парадный вход смотрел на улицу Советскую. Ныне это место занимает территория центральной библиотеки. По воспоминаниям жителей тех лет, в строительстве Дома культуры частично был использован строительный материал, оставшийся от разобранных построек женского монастыря, который располагался на озере Лопата близ села Пищалье. Однако, как рассказывает оричевский краевед Семен Иванович Четвериков, официальные документы, подтверждающие данную версию, не обнаружены.    
Известно, что директором нового Дома культуры стал Меньшиков Анатолий Иванович. И самым первым из народной самодеятельности в 1935 году образован драматический кружок. Его руководителем и режиссером была Бауман Матильда Яковлевна. В аннотации к очередному фотоальбому, датированному 1960-м годом, написано: «Жители до сих пор помнят спектакли, поставленные в то время – «Вассу Железнову» Горького, «В сиреневом саду» Солодаря, «Чужой ребенок» Гоголя. Продолжительное время художественным руководителем драмкружка работала Ф.В. Двоеглазова. Много сделал для становления театра режиссер, актер, художник В.В. Кичанов». 
Еще одна выдержка из альбома позднего периода: «В августе 1967 года на базе драмкружка создается Оричевский народный театр. Режиссер – Н.А. Гридина, заведующий постановочной частью – В.П. Козлов». 
Как рассказала Валентина Михайловна Зыкова, бывший специалист районного отдела культуры, пришедшая в Дом культуры в 1963 году руководителем хора, театральная жизнь поселка кипела: каждый сезон обязательно готовилась новая постановка, и за один год зрители могли насладиться сразу тремя спектаклями, в которых были заняты самодеятельные артисты, работавшие во многих организациях райцентра. 
В 1970 году в Оричах сдается новый Дом культуры в кирпичном исполнении, а прежний,  по улице Советской, ушел на слом.
«Я разговаривал с Вольфом Мессингом»
Фотография старого деревянного здания Дома культуры в Оричах всколыхнула в памяти Сергея Пленкова, бывшего оричанина, ныне жителя города Рязани, воспоминания, связанные со встречей, произошедшей в детстве. 
«Меня лично на свое выступление в этот Дом культуры проводил сам Вольф Мессинг. Это было в 1966-м или 1967-м году, точно уже не помню. Мне было лет восемь. Я возвращался домой из детской библиотеки, которая находилась в этом же здании, только вход за углом. На первом этаже располагалась взрослая, а на втором – детская и читальный зал. Я стоял перед афишей и старательно пытался прочесть фамилию Мессинг и втиснуть ее в мое детское понимание мира. Фамилия несколько необычна, два «сс» и точно не русская. За этим занятием меня и застал Вольф Григорьевич: «А не желаете пойти на концерт, молодой человек?» Я обернулся, передо мной стоял седовласый пожилой человек. Я радостно кивнул, понимая, что вряд ли еще появится возможность бесплатно пройти в Дом культуры. Немного отклонюсь: когда приезжали артисты оперетты в поселок, они давали концерты в шапито в саду старой школы, рядом с лесничеством. И мы, местные пацаны, попросту пролезали под пологом, ложились перед первым рядом и наслаждались «Сильвой» и «Марицей» по несколько раз! 
Так вот вместе с Вольфом Мессингом мы вошли в пустой клуб и прошли на сцену в грим-уборную. Она находилась в правом углу сцены за фанерной перегородочкой. Вольф расспросил меня, где учусь, как учусь, кто мои родители. Минут через пять он сказал, чтобы я прошел в зал на 2-й ряд и дождался его после концерта, а ему надо подготовиться к выступлению. Постепенно зрители заполнили свои места, и концерт начался. Но! Лучше бы он не начинался. На трибуну вышел лектор и минут 20-30 рассказывал о природе силы мысли, о мыслительных процессах, о научном торжестве разума над волей человека. Для меня, второклассника, это была пытка вечностью. Во втором отделении начался собственно сам концерт: угадывание мысли на расстоянии, поиск часов, бумажников, разрывали записку с пожеланием на мелкие клочки и прятали зрителю в карман пиджака. Проводили предсказателя дружными аплодисментами. 
В заключении выступил Арютюн Акопян. Вот это были настоящие фокусы! Платочки, карты, сигареты, кольца легко надевались на одно кольцо без разреза. Цветы возникали из воздуха. Красота!
Концерт закончился, народ стал выходить, а я припустил домой. Пусть Вольф Григорьевич меня простит, что не дождался его, как было велено. Я помчался, чтобы рассказать о том, как я видел настоящего фокусника».
Она блистала на подмостках оричевского Дома культуры
Семья Двоеглазовых, в чьем архиве хранится старинный снимок первого очага культуры нашего райцентра, предположительно приехала в Оричи в 1945 году. Как рассказала нашей газете их средняя дочь Аделина Михайловна, главу семейства, сотрудника НКВД подполковника М.М. Двоеглазова перевели в поселок для того, чтобы он возглавил лагерь с военнопленными. По ее воспоминаниям, под руководством Михаила Михайловича в Оричах немецкие солдаты мостили улицы деревянными тюльками и занимались иными строительными работами. Вместе с ним приехали жена Фида Владимировна и две дочери. 
На то время младшая Ада пошла сначала в старшую группу детского сада, здание которого находилось на месте нынешней редакции, а после – в начальную школу, причем классы тогда располагались на втором этаже Дома культуры. Фида Владимировна устроилась на работу художественным руководителем. Судя по отзывам дочери и фотографиям тех лет, она была артистична, обладала недюжинными организаторскими способностями и имела боевой характер.  Чтобы повысить свои знания в режиссерском и актерском деле, даже ездила учиться на курсы в Москву.  
На сцене Дома культуры тех лет Фида Владимировна блистала в главных ролях. Аделине Михайловне запомнились постановки «Бесприданница», «Горе от ума». Коронной ролью была роль Вассы Железновой в одноименном спектакле, монологи из которого на «ура» принимались зрителями во время ее сольных выступлений. В альбоме, хранящемся в РЦКиД и сейчас, есть фотография, на которой все герои-исполнители пьесы «Бесприданница» и в центре – Фида Владимировна. 
Михаил Михайлович Двоеглазов, по словам Аделины Михайловны, в Оричах проработал всего два года. Когда лагерь для военнопленных расформировали, его перевели обратно в Киров. А вот остальные члены семьи смогли приехать к нему только в 1956 году, после того, как Аделина окончила 10 классов.  
Стоит отметить, что в 1950 году в семье Двоеглазовых родился сын Михаил. Ныне – он известный художник Украины, живущий в Киеве. Фото оричевского Дома культуры взято с сайта его дочери художницы Екатерины Двоеглазовой. Там же можно увидеть снимки и остальных членов семьи. И, скорее всего, автором старинной фотографии – Дома культуры в Оричах – является сама Фида Владимировна Двоеглазова.
Подготовила 
Галина ЗАХАРОВА  

 

Согласно выдержкам из архивного альбома, который ныне находится в районном музее, первый Дом культуры в Оричах был построен в 1934 году площадью 600 квадратных метров, с наличием 270-и мест в зрительном зале. Его парадный вход смотрел на улицу Советскую. Ныне это место занимает территория центральной библиотеки. По воспоминаниям жителей тех лет, в строительстве Дома культуры частично был использован строительный материал, оставшийся от разобранных построек женского монастыря, который располагался на озере Лопата близ села Пищалье. Однако, как рассказывает оричевский краевед Семен Иванович Четвериков, официальные документы, подтверждающие данную версию, не обнаружены.    
Известно, что директором нового Дома культуры стал Меньшиков Анатолий Иванович. И самым первым из народной самодеятельности в 1935 году образован драматический кружок. Его руководителем и режиссером была Бауман Матильда Яковлевна. В аннотации к очередному фотоальбому, датированному 1960-м годом, написано: «Жители до сих пор помнят спектакли, поставленные в то время – «Вассу Железнову» Горького, «В сиреневом саду» Солодаря, «Чужой ребенок» Гоголя. Продолжительное время художественным руководителем драмкружка работала Ф.В. Двоеглазова. Много сделал для становления театра режиссер, актер, художник В.В. Кичанов». 
Еще одна выдержка из альбома позднего периода: «В августе 1967 года на базе драмкружка создается Оричевский народный театр. Режиссер – Н.А. Гридина, заведующий постановочной частью – В.П. Козлов». 
Как рассказала Валентина Михайловна Зыкова, бывший специалист районного отдела культуры, пришедшая в Дом культуры в 1963 году руководителем хора, театральная жизнь поселка кипела: каждый сезон обязательно готовилась новая постановка, и за один год зрители могли насладиться сразу тремя спектаклями, в которых были заняты самодеятельные артисты, работавшие во многих организациях райцентра. 
В 1970 году в Оричах сдается новый Дом культуры в кирпичном исполнении, а прежний,  по улице Советской, ушел на слом.

 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

34 − 29 =

Advertise Here
Рейтинг@Mail.ru