К 100-летию первой химической атаки. ВЕК С ХИМОРУЖИЕМ

Факты применения
людьми друг против друга отравляющих, раздражающих, удушающих и иных вредных
веществ, известны с давних времен. Ненавистники подмешивали своим врагам яды в
пищу, отравляли колодцы и ручьи, жгли по ветру серу, нефть или сухой острый
перец, стараясь чтобы дым шел на войско противника, обмазывали отравой
наконечники стрел. По мере развития науки ядовитые вещества синтезировались
целенаправленно, становились все опаснее и в конце концов к началу ХХ века
было создано
настоящее химическое оружие. 

22 апреля 2015 года исполняется ровно
100 лет со дня трагического события в истории человечества. Впервые в ходе
Первой мировой войны германскими войсками на Западно-европейском театре 22
апреля 1915 года у бельгийского городка Ипр были массово применены боевые
отравляющие вещества посредством газобаллонной атаки. Немцы неожиданно
атаковали позиции противника, распылив в его сторону несколько десятков тонн хлора.
Совершенно не готовые к защите от такого вида оружия англо-французские части в
период с 22 апреля до середины мая 1915 года на территории Ипрского
выступа потеряли погибшими около пяти тысяч человек, более пятнадцати тысяч
солдат были поражены. Воевавшие против Германии союзники не заставили себя
долго ждать и вскоре стали отвечать тем же. В Первую мировую войну от
химического оружия пострадали более миллиона человек (эту войну иногда называют
«химической»), больше всего русских. Может быть именно поэтому наш соотечественник
профессор Зелинский Николай Дмитриевич создал первый в мире противогаз,
усовершенствованная конструкция которого до сих пор лежит в основе фильтрующих
противогазов, находящихся на вооружении всех стран мира.

Говоря об истории применения химического
оружия, мы не имеем права обойти известную всей Европе «атаку мертвецов»,
связанную с героическим подвигом наших предков. В ходе обороны крепости Осовец,
которая в настоящее время находится на территории Польши, в августе 1915 года
немцы провели газобаллонную атаку против оборонявших её русских
войск. В качестве
отравляющего вещества использовался хлор с примесью брома.
«Газовая волна достигла 8 километров в ширину
и 20 километров
в глубину. В этой «зоне смерти» погибло все живое. Листья деревьев пожелтели,
свернулись и опали, трава почернела и легла на землю. Медные предметы, части
орудий и снарядов, умывальники, баки покрылись толстым зеленым слоем окиси
хлора. Русские части понесли огромные потери. После ипритной атаки, когда ветер
рассеял газовое облако, 14 немецких батальонов двинулись занять выжженные
позиции. Но подойдя к окопам, германские солдаты вдруг увидели, как навстречу в
штыковую с криком, а точнее с хрипом «Ура», 
в контратаку поднимаются выжившие защитники крепости.  Остатки 8-й и 13-й рот – всего чуть больше
100 человек, еле держась на ногах, все-таки встали на бой, который, казалось
бы, уже проигран. Со следами химических ожогов на лицах, обмотанные тряпками,
они харкали кровью, буквально выплевывая куски легких на окровавленные
гимнастерки. Это ввергло противника в такой ужас, что  целых три пехотных полка (7 000 штыков!) в
панике побежали назад, затаптывая своих»
, — писал автор
статьи «Осовец. Атака мертвецов».

Полузапрет

 

После массового применения химического оружия политики и
военные быстро осознали, что оно убивает не только противника, но и вообще все
живое, а значит, в конечном итоге убьет и тех, кто его применяет. В результате
большинством стран мира было принято решение о запрете применения отравляющих
веществ. Это решение было подтверждено Версальским мирным договором 1919 и
Вашингтонской конференцией 1921 годов, а в 1925 году Лига Наций приняла в
Женеве «Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других
подобных газов и бактериальных средств», который длительный срок выполнял свое
предназначение (СССР ратифицировал Женевский протокол в 1928 году). Вместе
с тем, некоторые государства присоединились к Протоколу с оговорками,
допускающими ответное применение химического оружия и бактериологических
средств. Такие оговорки до сих пор не сняли США, Израиль и еще 20 государств.

Однако химическое оружие еще
долго втихую применялось Испанией в Марокко, Италией в Эфиопии, Японией в
Китае.

В период между мировыми войнами
химическое оружие продолжало совершенствоваться. Оно привлекало к себе внимание
многих государств и военных стратегов, как средство достижения своих военно-политических
целей. Особый интерес к вопросам использования химического оружия в военных
целях был проявлен в Германии, Англии, Франции, Италии, Японии и США.

Пришедшие к власти в 1933 году
фашисты энергично наращивали свой арсенал химического оружия. В 1936 году
доктор Шрадер создал новое вещество нервно-паралитического действия – табун,
которое по своей токсичности намного превосходил все известные тогда
отравляющие вещества. Вскоре фашистская Германия разработала новые, более
смертоносные фосфорорганические отравляющие вещества нервно-паралитического
действия — зарин и зоман, которые в 15-20 раз токсичнее, чем синильная кислота.
Гитлером были созданы специальные химические батальоны, однако в ходе Второй
мировой войны он все же не решился бросить их в бой. Считается, что фюрер
доподлинно не знал каким химоружием и в каких объемах обладает Советский Союз и
чем может ответить.

В послевоенные годы лидерами разработки
новых видов химического оружия стали США. Они первыми наработали в промышленных
масштабах и поставили на вооружение самый смертоносный газ ви-икс. 

Сохраняя военный паритет, нашей стране
все время приходилось догонять Запад. Вслед за англичанами, немцами и
американцами отечественный военно-промышленный комплекс сумел разработать и
наладить выпуск всех известных образцов боевых отравляющих веществ, в том числе
и ОВ типа ви-икс. Потребовался еще не один десяток лет, чтобы окончательно
убедиться, что гонка химического вооружения — бесперспективное, тупиковое дело.
Накапливать и далее совершенствовать боевые отравляющие вещества
самоубийственно для всей цивилизации. У мирового сообщества хватило здравого
ума и чувства самосохранения, чтобы в 1993 году открыть для подписания
Конвенцию о запрещении
разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его
уничтожении (Конвенция). Россия не просто участвовала в подписании этого документа,
а была одним из его инициаторов ее разработки. В целом в разработке Конвенции
принимали участие около 40 государств – членов Конференции по разоружению в
Женеве и около 30 государств – наблюдателей.

Еще до подписания Конвенции в апреле 1987 года СССР в
одностороннем порядке объявил о прекращении производства химического оружия, а
также о том, что никогда и нигде его не применял и не имеет за пределами своих
границ. При этом уже в 1985 году было принято решение о строительстве первого
объекта по уничтожению химического оружия в г. Чапаевске Самарской области.
Объект был построен в рекордно короткие сроки, но так и не введен в
эксплуатацию. поскольку политические, экономические и социальные перемены,
начавшиеся в это время в стране, а также необоснованная обеспокоенность
общественности в отношении безопасности и экологичности объекта и ее протесты
против пуска этого объекта, заставили органы власти «заморозить» объект.

 

Профессионально и безопасно

 

Для
производства химического оружия исходными материалами служили хлор, мышьяк,
фосфор, которые сами по себе не представляют смертельной опасности для
человека. В замкнутых системах посредством определенных  химических реакций из них поэтапно получали
боевые отравляющие вещества, которые затем автоматически снаряжались в боеприпасы
или затаривались в специальные емкости для хранения. Этот процесс было
относительно несложно обезопасить, боеприпасы и емкости были новыми, только что
изготовленными и проверенными на герметичность. 

Совсем другое
дело уничтожать химическое оружие, основу которого составляют отравляющие
вещества, представляющие смертельную опасность. Также нельзя предугадать, как
поведет себя боеприпас, который пролежал несколько десятков лет, и корпус
которого испытал естественное временное старение. Отравляющее вещество нужно
уничтожить, не дав ему ни малейшей возможности вырваться наружу. В России, да и
нигде в мире не было промышленных технологий уничтожения боевых отравляющих
веществ, не было специальных предприятий и подготовленных специалистов. В силу сложной
экономической ситуации в стране в 90-е годы прошлого века на законодательной
основе было принято решение уничтожать запасы химического оружия исключительно
в местах его хранения, что усложняло поставленную задачу. Кроме того, было
сопротивление населения и местных властей строительству объектов по уничтожению
на их территории, были сомнения, страхи и фобии. Практически никто не
верил, что в таких условиях Россия сможет выполнить взятые на себя
конвенционные обязательства. Вот что писала в октябре 1994 года одна из
авторитетных центральных газет: «Поставив
подпись под Конвенцией о химическом разоружении, Россия оказалась в крайне
неприятной ситуации. Н
адежного
и безопасного способа уничтожения зарина, зомана, ви-икс сегодня никто в мире
не имеет. Единственная более или менее отработанная технология уничтожения —
сжигание в высокотемпературных печах. США пытаются наладить этот процесс на
атолле Джонстон, но несмотря на то, что работы ведутся уже более 6 лет, до сих
пор происходят утечки. Последний выброс зарина был зарегистрирован в конце
марта 1994 года. В России есть проекты уничтожения химоружия ядерно-взрывным
методом, но в условиях действующего моратория на любые ядерные взрывы серьезно
говорить о них не приходится. Между тем сжигание полной безопасности не
гарантирует. Военно-химические базы России расположены в центральных районах, и
любая утечка отравляющих веществ чревата катастрофой. Ко всему прочему и денег
на химическое разоружение у России сегодня нет…».

В таких условиях начиналась реализация федеральной целевой
программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»
(Программа), принятой в 1996 году. Программа требовала проведения предстоящих
работ исключительно таким образом, чтобы ни один человек не пострадал и не был
нанесен ущерб окружающей среде.

О том, какие объективные и субъективные трудности возникали и
как были преодолены при организации и проведении процесса уничтожения
российских запасов химического оружия, написано немало. Подробное рассмотрение
этой увлекательной и восхитительной истории не является задачей настоящей
публикации. Мы просто констатируем, что по прошествии совсем небольшого по
историческим меркам отрезка времени, несмотря ни на что, Россия эффективно и
безопасно справляется со взятыми на себя международными конвенционными
обязательствами. Проделанная работа может служить примером исполнения долга в
отечественной истории. Федеральным управлением по безопасному хранению и
уничтожению химического оружия (Федеральное управление), сплотившим вокруг себя
ведущие российские организации, совместно с российским учеными были разработаны
уникальные высокоэффективные, не имеющие аналогов в мире, технологии
уничтожения отравляющих веществ. Основаны они не на прямом сжигании ОВ, а, как
выражаются некоторые химики, на «мокрой» химии — реакции нейтрализации ОВ
специальными реагентами. И только после этой процедуры, получаемую неопасную
реакционную массу подвергают термической обработке. Процесс полностью управляем
и проходит под контролем. В результате никаких выбросов отравляющих веществ или
продуктов их деструкции ни на одном из российских объектов по уничтожению
химического оружия не зафиксировано. Ни один из работников объектов или местных
жителей не пострадал от отравляющих веществ. Это, безусловно, самая важная
победа.

Своевременно была подготовлена и принята нормативно-правовая
база для обеспечения реализации Программы. С 2002 по 2013 годы построены и
введены в эксплуатацию все семь запланированных объектов по уничтожению
химического оружия. Развернуты и оснащены самым современным оборудованием
службы экологического контроля и мониторинга, обеспечивающие
непрерывные наблюдения за состоянием воздуха, воды, почвы и других природных
субстанций. Созданные медицинские подразделения на объектах и в районах
уничтожения химического оружия отслеживают состояние здоровья персонала
объектов и местного населения. В регионах хранения и уничтожения химического
оружия военными построены многие объекты социальной инфраструктуры, на эти цели
выделялось до 10 процентов средств от стоимости объекта по уничтожению
химического оружия. После того, как местные власти и  население увидели такое отношение к делу,
настроение в регионах поменялось. Сегодня люди полностью поддерживают
деятельность Федерального управления и опасаются теперь не объектов по
уничтожению химического оружия, а того, что могут остаться без работы после
скорого завершения их деятельности по предназначению.

Государственным заказчиком Программы является Министерство
промышленности и торговли Российской Федерации. Непосредственно в Минпромторге
России за реализацию Программы отвечает Департамент реализации конвенционных
обязательств. Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению
химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской
Федерации является главным исполнителем Программы.

Этапы сложного пути

 

Российская Федерация в полной мере нацелена на последовательное и
полное выполнение обязательств по Конвенции и предпринимает все меры для
того, чтобы уничтожить имеющиеся запасы химического оружия в установленные
сроки.

В декабре 2002 г. начато уничтожение химического
оружия на первом российском объекте по уничтожению химического оружия в пос. Горный
Саратовской области.

В апреле 2003 г. Россия выполнила первый этап
международных обязательств по уничтожению химического оружия. На объекте по
уничтожению в пос. Горный был уничтожено 1 % имевшихся российских запасов химического
оружия (400 тонн иприта).

7 апреля 2007 г. Российской Федерацией выполнен
второй этап международных обязательств по уничтожению химического оружия. На
объектах по уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области, г.
Камбарка Удмуртской Республики и пос. Мирный Кировской области было уничтожено совокупно требуемые по Конвенции 20%
российских запасов химического оружия (8 тысяч тонн отравляющих веществ).

25 ноября 2009 г. нашей страной выполнен третий этап
международных обязательств по уничтожению химического оружия. В выполнение третьего этапа внесли
свою лепту объекты по уничтожению ХО в пос. Горный
Саратовской области, г. Камбарка Удмуртской Республики, пос. Мирный Кировской
области пос. Леонидовка Пензенской
области и г. Щучье Курганской области. На этих
объектах по уничтожению химического оружия было уничтожено в совокупности
45 % российских запасов химического оружия (18 тысяч тонн ОВ).

С
2010 года начался заключительный четвертый этап выполнения Россией
конвенционных обязательств. Осенью 2010 года был введен в строй шестой объект
по уничтожению в г. Почепе Брянской области, а в декабре 2013-го — последний
седьмой объект в пос. Кизнер Удмуртской Республики. На объектах в пос. Леонидовка,
пос. Мирный и г. Щучье в 2012-2015 гг. были созданы мощности по уничтожению
боеприпасов сложной конструкции и началось уничтожение этого самого опасного типа
химического оружия.

В
пос. Горном Саратовской области и г. Камбарке Удмуртской Республике
полностью завершили уничтожение своих запасов в декабре 2005 года и марте 2009
года соответственно. В конце 2015 года к ним присоединятся объекты в пос. Леонидовка,
пос. Мирный, г. Почеп и г. Щучье. К апрелю 2015 года Россия в общей сложности
уничтожила более 34,6 тысяч тонн боевых отравляющих веществ или свыше 86%
процентов от имевшихся 40 тысяч тонн запасов. Это достойный вклад Федерального
управления в празднование 70-ти летия Великой Победы.

Химоружие уничтожить – войска
РХБЗ укрепить

 

Конвенция по химическому разоружению является эффективным
механизмом, препятствующим распространению химического оружия — одного из видов
оружия массового уничтожения. В настоящее время в Конвенции участвуют 190
государств (97 %). Вне международно-правового поля Конвенции остаются
шесть стран: Ангола, Египет, Израиль, КНДР, Мьянма и Южный Судан. Израиль и
Мьянма подписали Конвенцию, но еще ее не ратифицировали. В этих условиях Россия
последовательно выступает за придание этому международному соглашению
универсального характера. При этом по мнению экспертов у Северной Кореи, Египта
и Израиля могут быть на вооружении запасы химического оружия.

Практически нет сомнений в том, что конвенционные
обязательства будут выполнены всеми государствами, её подписавшими, и запасы
химического оружия будут полностью уничтожены. Есть основания надеяться, что со
временем и те страны, которые к Конвенции пока не присоединились, под призывом
международной общественности будут вынуждены также уничтожить это оружие. Добровольное
присоединение к Конвенции Сирии должно служить примером и для других стран, все
еще находящихся вне международно-правового поля этого межгосударственного
договора.

Однако расслабляться и почивать на лаврах по поводу полного
химического разоружения человечеству вряд ли придется. Неудержимый
научно-технический прогресс, стремительное развитие и распространение
технологий, создают предпосылки к появлению нетрадиционных, более смертоносных,
отравляющих веществ. В ряде стран стали появляться не встречавшиеся ранее в
природе высокотоксичные биологические агенты.

Боевики и террористы всех мастей, среди которых все больше
лиц с высшим техническим образованием, не только окончивших европейские вузы,
но и родившихся и выросших в Европе, уже сегодня могут изготавливать химические
боеприпасы. А желающих использовать химическое оружие в современном мире все
ещё предостаточно. Факты его применения время от времени поступают из районов
боевых действий в Ираке, Сирии и других странах Ближнего Востока. Поэтому
совершенно правильно Верховный главнокомандующий Президент России В.В. Путин и
руководство Министерства обороны Российской Федерации приняли решение укрепить
войска радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ). Войска РХБЗ
развиваются как войска двойного назначения, способные решать задачи как в
военное, так и в мирное время при ликвидации последствий аварий и катастроф на
радиационно, химически и биологически опасных промышленных предприятиях. Это наглядно
было продемонстрировано в 1986 году в Чернобыле, где военные химики выполнили
самые опасные и сложные работы по ликвидации последствий аварии. Угроза
возникновения всевозможных чрезвычайных последствий вместе с процессом
урбанизации, ростом количества промышленных предприятий, постоянным усложнением
инфраструктуры потенциально возрастает. Так что после завершения процесса
уничтожения химического оружия специалисты Федерального управления будут
обязательно востребованы.

 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + = 20