В Парамшонках немятые луга

Эта земля давно отдыхает от рук сельских тружеников. Несколько деревень одной округи Бурундуки, Парамшонки, Охлопки, Веснины теперь живы, в основном, дачниками, а какие-то совсем опустели. Сельхозпредприятия «Правда», а потом «Нива» в 90-е годы приказали долго жить.

 

Асфальт сменяет бетонка, этот привет из Советского Союза очень выручает местных жителей. Пока есть дорога – жизнь продолжается, по четвергам в соседние Бурундуки приезжает автолавка. Даже современные спутниковые антенны не обошли некоторые старые избы. Да и, кажется, куда дальше сиротеть, вон в Парамшонках всего три постоянных жителя осталось.
Первоначальное название деревни починок Второй Брагинский, образовался в 1782 году. Из переписи населения 1926 года следует, что в Парамшонках числится 12 дворов, 84 жителя. А вот уже в 1989 году их всего двенадцать. В прошлом году ушла из жизни коренная жительница этой деревни – Сокерина Клавдия Максимовна.
…Валентина Васильевна Веснина в декабре отметит свое восьмидесятилетие. Родом она из деревни Веснины, где практически все имели такую же фамилию, она и замуж вышла за Веснина. Родная деревня находилась в трех километрах от Парамшонков и в трех от административного центра – села Пищалье. Это нам кажется, судя по автомобильной трассе, что совсем не близко деревня от села, а здесь свои тропы-дороги.
Всего второй год бывает она в деревне, как дачник, приезжая лишь на лето, а все остальное время у сына в Кирове. С весны начинает собираться Валентина Васильевна в Парамшонки, объясняя родным, как не может дождаться встречи с домом окнами в сад, как устала от городского безделья, хотя жить в городе легко, есть все удобства.
– Вы посмотрите, какая у меня здесь красота, – говорит Валентина Васильевна, провожая нас до своей усадьбы. 
Правда, немаленький огород без единой сорной травинки. Со всем этим хозяйством она управляется сама, у детей нет земли, вот и сажает овощи на всех. 
– Я на коленках, ноги-то у меня не держат, – говорит хозяйка.
Приглашая в дом, где «можете не разуваться» (хотя на половицах чистые вязаные половики, а паласы она руками выстирала), Валентина Васильевна ставит в уголок друга – так называет палку-клюку, без которой ходит редко. Руки этой женщины необычные, небольшие, с пальцами, выверченными больными суставами. Дело в том, что двадцать два года Валентина Веснина трудилась в лесу на добыче живицы, 66 тонн железными ведрами переношено было ее руками. Почти шесть лет работала на заводе XX Партсъезда, где делала стиральную машину «Мини-Вятка».
В комнате на стене портрет молодой пары, это сестра Валентины Васильевны Анастасия со своим мужем. С рождения этот мужчина был глухонемым, а вышла за него Анастасия, потому что устала работать в послевоенные годы в колхозе на лошади, захотелось более легкой доли. Когда не стало сестры, за ее престарелым мужем стала ухаживать Валентина. В этом доме сейчас и живет.
Спокойно в деревне, Валентина Васильевна говорит, что даже не запирается. А тишина здесь такая, что за километр слышно, как едет кто-то в Парамшонки. Мимо глаз деревенских и комар не пролетит, из окон уже по привычке глядят они, кто пожаловал, свои или чужие.
Учились парамшонковские, как и ребята из близлежащих деревень, в школе в Бурундуках, ходили гурьбой, остерегаясь волков. Вся округа помнила случай, когда дети еле спаслись от волка, было это после войны, а один мальчишка, забрался
на дерево и ждал, когда на помощь подоспеют взрослые.
Валентина Васильевна вспоминает, как любили они в детстве слушать рассказы старого солдата Ивана Яковлевича от Весниных о том, как воевал. Случилось как-то не спали несколько ночей подряд, шли в наступление. Хотелось спать и есть. Веток наломают бойцы, на них лягут, а командиры ходили проверяли, чтобы никто глаз не смыкал. От голода приходилось есть мясо павших лошадей, а так как костры разводить не разрешалось, то запекали его кое-как наспех в углях.
В 60-х годах пищальская окрестность осталась без церкви, ее закрыли, а священнослужитель Михаил Иванович Стефанов, которого все уважали, уехали жить в пустующий дом в деревне Панкратенки. Одиноко, рассказывают, было ему там, привык все-таки с народом общаться.
До закрытия Валентина успела окрестить в храме сына. До сих пор старики вспоминают, как сжигали за деревней Крутцы все церковные иконы, долго еще людская молва разносила весть о чуде – как будто одну икону Иисус Христос на распятии огонь не мог уничтожить.
…Постоянно живет в Парамшонках Лидия Петровна Митькиных. Завидев нас, долго смотрела из окна, потом на улыбки незнакомцев сама заулыбалась и открыла окно (вот ведь, убедились в который раз, доброта бумерангом всегда возвращается). Как оказалось, она тоже не местная, в Парамшонки переехала в 1980 году. А родом Лидия Петровна из деревни Храмые. Выйдя замуж, жила в соседних Охлопках. Имея образование семь классов, она сначала была рядовой рабочей на скотном дворе, потом доверили осеменять коров.
…То ли звук мотоцикла, то ли самоходной техники, а слышен он стал еще издали – в Парамшонки гости. И, правда, через несколько минут въехал в деревню квадрацикл. Это привезли от станции Леонида Александровича Сокерина. Он коренной, из этих мест. Живя много лет в Кирове, с родиной не расстается. Вот снова на лето в деревню. Пересев на собственный мотоцикл, Леонид Александрович отправился забирать с вокзала жену и внучку.
Ухоженный дом, будто и не остается один. А буквально напротив стоит старый, уже заброшенный. Но чем-то похожи, не сразу поняли мы, что наличники у них одинаковые. Оказалось, это дом деда Леонида Александровича, который наличники сам и делал.
В 1968 году Леонид окончил школу, поступил в профтехучилище на сборщика автопокрышек. Работал на шинном заводе в Кирове. Армейскую службу парень из вятской глубинки проходил в Германии. И невдомек, конечно, было жителям этого европейского государства, что есть такая деревня Парамшонки, и что русский солдат из этой деревни когда-то бегал к отцу на конный двор, тоже, как и другие парамшонковские мальчишки и девчонки, проводил свободное время, помогая родителям, забросив детские игры. И поэтому не может Леонид Сокерин бросить это место, где прошли детство и юность, возвращаясь каждое лето обратно.

 

Асфальт сменяет бетонка, этот привет из Советского Союза очень выручает местных жителей. Пока есть дорога – жизнь продолжается, по четвергам в соседние Бурундуки приезжает автолавка. Даже современные спутниковые антенны не обошли некоторые старые избы. Да и, кажется, куда дальше сиротеть, вон в Парамшонках всего три постоянных жителя осталось.

Первоначальное название деревни починок Второй Брагинский, образовался в 1782 году. Из переписи населения 1926 года следует, что в Парамшонках числится 12 дворов, 84 жителя. А вот уже в 1989 году их всего двенадцать. В прошлом году ушла из жизни коренная жительница этой деревни – Сокерина Клавдия Максимовна.

…Валентина Васильевна Веснина в декабре отметит свое восьмидесятилетие. Родом она из деревни Веснины, где практически все имели такую же фамилию, она и замуж вышла за Веснина. Родная деревня находилась в трех километрах от Парамшонков и в трех от административного центра – села Пищалье. Это нам кажется, судя по автомобильной трассе, что совсем не близко деревня от села, а здесь свои тропы-дороги.

Всего второй год бывает она в деревне, как дачник, приезжая лишь на лето, а все остальное время у сына в Кирове. С весны начинает собираться Валентина Васильевна в Парамшонки, объясняя родным, как не может дождаться встречи с домом окнами в сад, как устала от городского безделья, хотя жить в городе легко, есть все удобства.

– Вы посмотрите, какая у меня здесь красота, – говорит Валентина Васильевна, провожая нас до своей усадьбы. 

Правда, немаленький огород без единой сорной травинки. Со всем этим хозяйством она управляется сама, у детей нет земли, вот и сажает овощи на всех. 

– Я на коленках, ноги-то у меня не держат, – говорит хозяйка.

Приглашая в дом, где «можете не разуваться» (хотя на половицах чистые вязаные половики, а паласы она руками выстирала), Валентина Васильевна ставит в уголок друга – так называет палку-клюку, без которой ходит редко. Руки этой женщины необычные, небольшие, с пальцами, выверченными больными суставами. Дело в том, что двадцать два года Валентина Веснина трудилась в лесу на добыче живицы, 66 тонн железными ведрами переношено было ее руками. Почти шесть лет работала на заводе XX Партсъезда, где делала стиральную машину «Мини-Вятка».

В комнате на стене портрет молодой пары, это сестра Валентины Васильевны Анастасия со своим мужем. С рождения этот мужчина был глухонемым, а вышла за него Анастасия, потому что устала работать в послевоенные годы в колхозе на лошади, захотелось более легкой доли. Когда не стало сестры, за ее престарелым мужем стала ухаживать Валентина. В этом доме сейчас и живет.

Спокойно в деревне, Валентина Васильевна говорит, что даже не запирается. А тишина здесь такая, что за километр слышно, как едет кто-то в Парамшонки. Мимо глаз деревенских и комар не пролетит, из окон уже по привычке глядят они, кто пожаловал, свои или чужие.

Учились парамшонковские, как и ребята из близлежащих деревень, в школе в Бурундуках, ходили гурьбой, остерегаясь волков. Вся округа помнила случай, когда дети еле спаслись от волка, было это после войны, а один мальчишка, забрался на дерево и ждал, когда на помощь подоспеют взрослые.

Валентина Васильевна вспоминает, как любили они в детстве слушать рассказы старого солдата Ивана Яковлевича от Весниных о том, как воевал. Случилось как-то не спали несколько ночей подряд, шли в наступление. Хотелось спать и есть. Веток наломают бойцы, на них лягут, а командиры ходили проверяли, чтобы никто глаз не смыкал. От голода приходилось есть мясо павших лошадей, а так как костры разводить не разрешалось, то запекали его кое-как наспех в углях.

В 60-х годах пищальская окрестность осталась без церкви, ее закрыли, а священнослужитель Михаил Иванович Стефанов, которого все уважали, уехали жить в пустующий дом в деревне Панкратенки. Одиноко, рассказывают, было ему там, привык все-таки с народом общаться.

До закрытия Валентина успела окрестить в храме сына. До сих пор старики вспоминают, как сжигали за деревней Крутцы все церковные иконы, долго еще людская молва разносила весть о чуде – как будто одну икону Иисус Христос на распятии огонь не мог уничтожить.

…Постоянно живет в Парамшонках Лидия Петровна Митькиных. Завидев нас, долго смотрела из окна, потом на улыбки незнакомцев сама заулыбалась и открыла окно (вот ведь, убедились в который раз, доброта бумерангом всегда возвращается). Как оказалось, она тоже не местная, в Парамшонки переехала в 1980 году. А родом Лидия Петровна из деревни Храмые. Выйдя замуж, жила в соседних Охлопках. Имея образование семь классов, она сначала была рядовой рабочей на скотном дворе, потом доверили осеменять коров.

На снимке: Леонид  Александрович Сокерин (слева).

…То ли звук мотоцикла, то ли самоходной техники, а слышен он стал еще издали – в Парамшонки гости. И, правда, через несколько минут въехал в деревню квадрацикл. Это привезли от станции Леонида Александровича Сокерина. Он коренной, из этих мест. Живя много лет в Кирове, с родиной не расстается. Вот снова на лето в деревню. Пересев на собственный мотоцикл, Леонид Александрович отправился забирать с вокзала жену и внучку.

Ухоженный дом, будто и не остается один. А буквально напротив стоит старый, уже заброшенный. Но чем-то похожи, не сразу поняли мы, что наличники у них одинаковые. Оказалось, это дом деда Леонида Александровича, который наличники сам и делал.

В 1968 году Леонид окончил школу, поступил в профтехучилище на сборщика автопокрышек. Работал на шинном заводе в Кирове. Армейскую службу парень из вятской глубинки проходил в Германии. И невдомек, конечно, было жителям этого европейского государства, что есть такая деревня Парамшонки, и что русский солдат из этой деревни когда-то бегал к отцу на конный двор, тоже, как и другие парамшонковские мальчишки и девчонки, проводил свободное время, помогая родителям, забросив детские игры. И поэтому не может Леонид Сокерин бросить это место, где прошли детство и юность, возвращаясь каждое лето обратно.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

65 − = 58