Суна. Притяжение малой родины

Отпуск и хорошая погода — самое время побывать за «бугром», узнать, как живут отдаленные уголки нашей области. Это, а еще интерес к земле своих отцов и дедов, побудили меня отправиться в сентябре в Сунский район.

95 километров на юг от областного центра знаменитые Вятские увалы. Кажется, чем ближе к Суне, тем круче холмы. Местные водители даже полушутя-полусерьезно говорят, что если быстро ехать, то вмиг окажешься на верхушках елей. Не зря на пути часто встречаются указатели «Опасный участок дороги». Но как здесь красиво! Увалы расходятся на дальние дали, и до самого горизонта осенние золотые перелески.
По казанскому тракту
Сначала это было село, основанное в 1650 году как вотчина Вятского Успенского Трифонова монастыря. Оно возникло одновременно с завершением строительства Вознесенской церкви на реке Суне. До 1780 года именовалось Вознесенское-на-Суне. А уже после по указу Екатерины II было переименовано в Суну. В XIX – начале XX веков здесь имелись волостное правление, земская больница, квартиры земского начальника и станового пристава, земская, министерская, церковно-приходская школы. Снабжение жителей промышленными товарами шло через лавки частных торговцев. В селе проходили ярмарки. Также Суна считалась местом политической ссылки. В поселке имелась пересыльная тюрьма, располагавшаяся в здании редакции районной газеты.
В настоящее время это поселок городского типа, раскинувшийся на склоне близ одноименной реки. Через старый центр, сформированный вокруг церкви, проходит тракт из Кирова в Казань. Его раньше так и называли – казанский. Хотелось представить, как очень давно по этой трактовой дороге добирались домой, кто пешком, кто на лошадях крестьяне, в том числе и моя бабушка. Сейчас это довольно бойкая трасса, по которой круглые сутки мчат иногородние фуры.
Как не сказать про грибную охоту. Знают о сунских рыжиках в столице и даже за рубежом. Каждый год в районе отмечают праздник «Сунский рыжик», его начало идет от 1998 года. Тоже, подобно Истобену, есть свой доморощенный Царь рыжиков.
Живи, родник
Главная цель путешествия была впереди – деревня Дербени, где в начале прошлого века родилась бабушка Александра Кузьмовна Снигирева. В «Переписи населенных пунктов Вятской губернии» за 1868 год о деревне Дербеневской (позднее в народе стали употреблять укороченное название) упоминается как о поселении, при котором есть безымянный ключ.

С коллегой и проводником Антониной Ивановной Борняковой.

С коллегой и проводником Антониной Ивановной Борняковой.

…Здесь будто остановилось время — Дербеней нет давно на карте Кировской области. От деревни остались лишь воспоминания немногих людей, кто жил поблизости да немногочисленных потомков деревенских жителей. Самим бы путь туда не найти, проводить согласилась жительница Суны, отзывчивая, добрая женщина Антонина Ивановна Борнякова. Кстати, мы с ней коллеги: Антонина Ивановна много лет работала верстальщиком в районной газете «Родной край – Суна», а потом секретарем.
…Тот же увал, по которому дербеневская ребятня зимой лихо скатывалась на санках с обледеневшими полозьями. Засеяно поле сунским сельхозпредприятием «Большевик». Где стояли деревенские избы, можно угадать по еще сохранившимся кое-где черемухам да огромной одинокой березе. Здесь всегда били ключи, но мы не надеялись разыскать их. Однако, спустившись по крутому склону, в зарослях спутавшейся травы увидели родник. Как и в давние времена несет он, маленький труженик, свою прозрачную воду. Ничего на земле, откуда пошли твои корни, нет вкуснее, прозрачнее воды.

Леонид Иванович Зворыгин у Васнецовской липы.

Леонид Иванович Зворыгин у Васнецовской липы.

Ошеть
Но, прежде чем попрощаться с Суной, предстояла встреча с интересным человеком, краеведом, аборигеном сунской земли Леонидом Ивановичем Зворыгиным.
Еще не доезжая до села Ошеть, где живет Леонид Иванович, видишь почти фантастическую картину – из-за вспаханного поля видна только верхняя часть Спасской церкви, будто вросла она на века в родную землю, и никакая разрушающая сила не вырвет ее отсюда.
Читаю об истории села: «Когда-то давным-давно это село было центром Ошетского края, именно в этой волости создана первая коммуна «Новая жизнь».
Первыми священнослужителями в Ошети были Васнецовы, прародители наших знаменитых художников. До 1906 года они служили в Спасской церкви. По описи 1910 года в сельском приходе было 55 селений. Вскоре начался упадок, помещения церкви пустовали, их разграбляли, использовали под складские помещения.
По инициативе Л.И. Зворыгина село потихоньку начало возрождаться. Частично восстановлена церковь, после долгого перерыва проводятся службы.
Леонид Иванович провел нам экскурсию. Больше всего поразила Васнецовская липа, посаженная еще в 18 веке. Окружность ее ствола у основания около пяти метров. По воспоминаниям старожилов, около пятидесяти лет назад липу сломало ураганом, но вверх пошли молодые побеги, и даже вниз, поистине задумаешься, что природа живая и мудрее человека – нижняя ветвь, как нога, вросла в землю, так дерево еще простоит года. Липа обнесена кованой оградкой, рядом сооружен памятный знак и фигурная скамейка ручной работы.
В Ошети, где жителей всего домах в шестнадцати, есть свой музей. Как бережливый хранитель истории Леонид Иванович рассказывает о каждой экспозиции. Здесь с экскурсией бывают даже посетители из Китая, Германии, Австралии, на разных языках мира оставлены в музейной книге отзывов комментарии, пожелания.
Казалось бы, устав поражаться, можно было в этой экспедиции поставить точку. Но хотелось увидеть еще одно чудо природы – Исаковский источник. Вытекая из-под церкви, он затерялся бы наверняка в лесах, если бы инициативные люди не облагородили его. Рассказывают, что вода в том роднике обогащена серебром, излечивает болезни глаз, кожные заволевания. Более двух веков священнослужители Спасской церкви брали оттуда воду и освящали ею посевы, дома, скот, крестили детей.
Татьяна ТРУХИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

41 + = 44