Благовестник. Нас объединил Поклонный крест

Когда у меня и отца Николая Смирнова, благочинного Орловского округа, родилась идея установить Поклонный крест на месте Покровской обители под Пищальем, о существовании друг друга мы даже не догадывались. Я четко понимала, что никому это не нужно. Как же сделать так, чтобы оричане, пищальцы «проснулись» и захотели прикоснуться к своей истории?

После знакомства с судебным делом 1933 года монахини Елисаветы Видякиной я свалилась с тяжелейшим бронхитом. Воспитанная на героической истории нашей Родины, я впивалась в вопросы следователей и ответы арестованных, пытаясь понять, за что она была арестована.
Между приступами кашля были паузы, в которые родилась идея сделать буклет о Покровском монастыре. К тому времени за год усердного труда в ГАКО, архиве поселка Оричи, библиотеке им. А.И. Герцена набралось немало информации. На одном дыхании составила буклет с пламенным призывом к сотрудничеству в установке Поклонного креста, включила туда краткую информацию об обители и 100-летнем юбилее официального признания общины Святейшим Синодом. Написала письмо благочинному – протоиерею Николаю Смирнову и при личной встрече на Сретенских образовательных чтениях в Оричах получила согласие на помощь в установке креста.
Рассмотрев массу вариантов в Интернете, мы с мужем Николаем Александровичем решили сделать крест из бетона. Муж – строитель-проектировщик, за его плечами немало сооружений по Кировской области. Но поскольку, как бы мы ни экономили, нам этот проект, пожалуй, финансово не потянуть. Я пошла по друзьям, знакомым, коллегам. Сначала было ощущение неловкости, особенно трудно оказалось говорить с людьми обеспеченными. Когда я рассказывала, чем занимаюсь, в их глазах был интерес, но как только разговор заходил о деньгах, интерес мгновенно пропадал. Эти поразительные перемены были очевидны, взгляд вдруг делался пустым. Я обращалась не к посторонним, а к родителям учеников, которые меня хорошо знали и для которых в свое время я не жалела ни сил, ни времени. С простыми людьми все было проще, их интерес был неподдельным. Каждый благотворитель получал буклет на па­мять. Так в Кирове удалось собрать чуть более 30 тысяч рублей.
Выступления перед оричанами на Сретенских чтениях, кировчанами на Чарушинском четверге, жителями села Пищалье, экспедиции на место монастыря, публикации потихоньку делали свое дело. В Пищалье тридцать человек стали благотворителями, но удивили Оричи: 90 человек, пусть даже косвенно, но приложились к доброму делу.
Встреча с отцом Николаем изменила все. Какой бетон? Нет, не пойдет, клееный брус – самое то! Обсудив разные детали, решили, что наша часть работы – подземная и земная, то есть фундамент и установка, а отца Николая – небесная – крест.
Сразу столько вопросов! Как доставить бетон? Есть ли в Оричах или Стрижах такие фирмы? Из Кирова миксер гнать, но дорога Пищалье – Суводи – шедевр бездорожья! А если он опрокинется, центр тяжести слишком высоко, нет, не годится. Кирпич, песок, цемент… Ой, во что мы ввязались! Батюшка с помощниками уже крест сделал и обрамление заказал, металлокон­струкция на территории Спас-Талицкого храма, а мы все еще по черметам да магазинам топчемся, разведываем, где что сколько стоит.
Плиту мемориальную из черного гранита заказали в «Ритуале» поселка Оричи, и она уже готова, спасибо А.С. Попову. Привезли в Спасский храм в Спас-Талице, отец Николай распорядился поставить так, чтобы прихожане могли прочитать надпись: «На этом месте с 1908 по 1924 год находился Покровско-Богородицкий женский монастырь. Основатели – монахиня Елисавета (Видякина Екатерина Ивановна) и Савиных Татьяна Алексеевна». Останавливаются, интересуются: а где это?
* * *
Глава Пищалья Марина Васильевна Монако решила нашу проблему с жильем на время установки креста, и процесс пошел. Кирпич, рубероид, сетку арматурную, цемент привезли. С рассвета до темноты мы работали на месте бывшей обители, как и положено монастырским трудникам. Каждый день к нам подходили люди: грибники, рыбаки, ягодники. «А чего это вы тут делаете?». Рассказываю, что здесь был монастырь, будет Поклонный крест. «Да! А у вас тут не сопрут? Все так оставляете». Думаю, что нет, мы же под защитой Богородицы. Еще в первый приезд в августе повесила на сосну иконку «Умягчение злых сердец», чтобы даже мысли плохие в голову никому не пришли.
Помощь пришла, откуда не ждали. В очередной приезд в Спас-Талицу батюшка Николай мимоходом сказал, что оричевские депутаты что-то там затевают с Поклонным крестом.
19 сентября пищальцы приехали первыми. «Ну, говорите, что нам делать?». Батюшка сказал, что обломки, оставшиеся от фундамента храма Покровского монастыря, можно положить в основание креста. Так что эти осколки, лежавшие под слоем мха, и стали собирать М.В. Монако, Н.Б. Вершинина, В.И. Лапина, Л.Ф. Корсакова, И.И. Старикова, А.В. Копылова, Г.И. Колчанова и Н.Я. Тиунова.
В.М. Смирнов накануне в разведку приезжал, дорогу испытывал. Он тогда фразу любопытную произнес: «У нас завтра здесь будет мероприятие!». Десять депутатов поселка Оричи под руководством Т.В. Калиниченко привезли металлоконструк­цию, цемент, миксер, генератор. С шутками и прибаутками стали разгружать.
У нас уже готово место под крест, все выверено и вымерено до миллиметров. Готов котлован. Дело закипело! Все постепенно и говорить стали тише, и шуточек поубавилось. П.И. Ходырев сказал: «Ты давай, Александрыч, нам задание, мы все сделаем!».
А.В. Смирнов, В.А. Мамонтов, Ю.А. Чураков, А.И. Леванов металлоконструкцию покрыли битумом, чтобы не ржавела, а ее еще и повернуть надо, а весит она ого-го сколько!
Пока битум застывал, у нас обед по расписанию. Главная здесь Л.С. Глушкова, а вместе с ней Е.А. Чернядьева, Е.С. Чуракова, Т.В. Смирнова и И.А. Галимуллина – просто кулинарные волшебницы! Такой стол накрыли, рестораторы обзавидуются!
Все устроились и попросили меня рассказать, что и как здесь было. В полной тишине, даже есть порой забывали, я рассказывала о том, как пришли на это место две инокини, как полюбили их местные жители и помогали, кто чем может, как строились, и про приют для девочек-сироток, и про Чарушина не забыла, и про то, как закрывали монастырь… Было видно, что почти все, о чем я рассказывала, участники это монастырского «субботника» слышат впервые. Что-то неуловимо поменялось в их движениях, речи, лицах.
Установили металлоконструкцию, началась работа по бетонированию. Мужчины сменяли друг друга, постепенно заполняя бетоном котлован, вышли на «ноль». Слава Богу, подземная часть готова!
День пролетел быстро, у всех радость оттого, что смогли лично поучаствовать в бого-
угодном деле. Расставались близкими людьми, обнимались и искренне желали друг другу всех благ!
Потекли день за днем. Брус обрамления еще не привезли. Надо готовить под него фундамент. Я на подхвате: принести, подать, полить, посыпать, подержать. С двумя пятилитровыми емкостями, как челнок, к озеру и обратно. А вот и брус. Сначала О.В. Мошкин не хотел называть свою фамилию, говорил, напишите: ООО «Бор». Ну, нет, я всех считаю, кто участвует в этом добром деле. Припомнились слова отца Николая: «Не каждый день Поклонные кресты устанавливают!». А.А. Тимкин, посмущавшись, тоже назвался.
И снова Промысл Божий! Позвонил мой архивный знакомец А.А. Леушин, говорит, что готов к труду и обороне! Юмор – неотъемлемая часть его лексикона, хотя за плечами долгая жизнь и не самая веселая работа старшего следователя. Дела пошли быстрее: Анатолий бетон мешает, Николай кладку ведет, я брус олифой обрабатываю. Только бы дождя не было. В один день как-то девять замесов сделали. Уложили обрамление, кладкой закрепили металлоконструкцию, можно засыпать песком.
5 октября приехали школьники с учителями из Истобенска на озеро на экскурсию. Визжали, хохотали, а подошли к нам, сразу притихли. Одна из учительниц сказала, что монахиня из Покровского монастыря Наталья Григорьевна Крысова похоронена в 1957 году в Истобенске. Да вас Господь послал! Вот так к уже найденным 48 сестрам из 89 добавилась еще одна. Попросили ребят потоптать песок, скоро приедут наши друзья-депутаты, будем бетонировать.
7 октября приехали П.И. Ходырев, А.В. Смирнов и В.А. Мамонтов. С таким энтузиазмом начали работать, что только лопата мелькает, замес за замесом. Трепетный момент – укладка памятной плиты. Все замерили, перепроверили, ну, с Богом!
Крест привезли 14 октября. В процессе подготовки помогали Д.М. Миронов, Д.В. Калиниченко, М.Н. Салангин. Поклонный крест к установке готовили О.В. Мошкин и Н.А. Шевелев. Надо учесть все углы и фаски, чтобы крест встал на место, как нужно.
15 октября – чин освящения. Как мы ждали этого дня! Не получилось установить крест к 6 сентября, дню 100-летия Покровской обители, но зато в праздник Покрова Пресвятой Богородицы удалось. Из Пищалья многие пришли. Вскоре приехали отец Николай и наши друзья-депутаты. Все переживают волнение и радость, и природа затихла в ожидании трепетной церемонии…
Стоим со свечами в руках, внимательно слушаем молитвы. Когда батюшка кропил крест святой водой, невольно потекли слезы…
Я поблагодарила всех присутствующих за помощь, а ведь почти 200 человек так или иначе приняли участие в этом благом деле. Низкий поклон и особая благодарность протоиерею Николаю Смирнову, а также настоятельнице Преображенской женской обители г. Вятки игуменье Софии за поддержку и благословение. Мы все разные, но нас объединили Покровский монастырь и этот Поклонный крест, символ страданий Христовых и любви Божией к каждому из нас.
Н. Шевелева, г. Киров

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

87 − = 79