Памяти певицы Любови Бажиной. Ирма Яунзем о своих учениках

28 января 2012 года ушла из жизни Заслуженная артистка Российской Федерации, всеми нами любимая землячка, поистине золотой голос Вятки, Любовь Ивановна Бажина. Четыре года нет с нами этого замечательного человека, но песни ее до сих пор звучат на Оричевской земле. В 2016-м Любовь Ивановна отметила бы 25-летний юбилей своей творческой деятельности на малой родине.

Биографическая справка Ирмы Яунзем.
Родилась 15 (27) сентября 1897 года в Минске. С 1906 по 1914 гг. училась в Минской Мариинской гимназии, затем в Петербургской консерватории. Ирма Петровна Яунзем собирала и исполняла песни народов мира, более чем на 50 языках. С 1950 года преподавала в Московской музыкальной школе имени М.М. Ипполитова-Иванова. Ее учениками были Ольга Воронец, Александра Стрельченко, Жанна Бичевская, среди них и Любовь Бажина. Издала сборник «Революционные песни народов» (1931). Автор книги «Человек идет за песней» (1968).
И.П. Яунзем умерла 17 апреля 1975 года. Похоронена в Москве на новом Донском кладбище.
Награды и звания:
– Заслуженная артистка БССР (1935),
– Народная артистка РСФСР (1957),
– орден Трудового Красного Знамени и медали.
Память: мемориальная доска в Минске.
***
Вот что писала в 1968 году певица Ирма Яунзем о своих учениках в книге «Человек идет за песней».
В ее воспоминаниях упомянуты многие известные певицы того времени, но надо отметить, что она вспоминает о них вскользь, не заостряя внимания. В то же время мы можем проследить, как много и восторженно она высказывается о певице, будущей Заслуженной артистке России Любови Ивановне Бажиной, нашей землячке.
…«Среди певцов, которых любят и знают в национальных республиках, в крупных городах и отдаленных селах, нередко можно встретить моих воспитанников. Ими я по-хорошему горжусь, всегда интересуюсь их судьбой, стараюсь не выпускать их из поля зрения. Когда они оказываются в Москве, мы обязательно встречаемся. В такие минуты я всегда думаю о том, что у нас в стране созданы блестящие возможности для развития природного таланта. И если говорить откровенно, я даже потихонечку завидую этим людям, удивляясь тому, как легко сейчас пробивать себе дорогу в искусство, если у тебя есть природный талант, горячее желание и неустанное трудолюбие.
В Москве проходят практику певцы и певицы из украинских селений, из казахских кишлаков, узбекских аулов, из Бурятии, Якутии, Татарии и, конечно, из русских сел и городов. Занимаясь с этими исполнителями, большинство которых начинало свой творческий путь на клубной сцене, я убеждаюсь, что их роднит и объединяет неустанный труд, постоянное стремление все глубже проникнуть в тайны вокального мастерства.
Не так давно столица нашей Родины принимала у себя гостей из Омска. Они привезли тогда лучшие номера из музыкальной программы, отобранные на конкурсе самодеятельных артистов Омской области. В числе певцов была Галя Сутяпова. В прошлом ученица школы трудовых резервов, Галя, серьезно занимаясь вокалом, достигла больших успехов на этом поприще. Теперь она стала профессиональной певицей.
Неоднократно с успехом выступала в Москве другая моя ученица – ныне народная артистка Туркменской ССР Маргарита Фараджева. Любители национальной песни собираются в концертных залах столицы, когда поет Народная артистка Армянской ССР Арев Багдасарян. Эта певица поражает меня своей трудоспособностью, неустанными поисками нового репертуара, вдумчивостью, умением прислушаться к голосу критики.
В Башкирии живет еще одна моя ученица – Заслуженная артистка Республики Магфира Галеева. С ней работать было легче: эта вокалистка имеет консерваторское образование. Для нее самое важное, на мой взгляд, не успокаиваться на том, что имеешь, все время совершенствоваться, учиться у мастеров национальной песни.
Довелось мне руководить подготовкой репертуара таких певиц, как Сара Тыныштыгулова из Казахстана, Заслуженная артистка РСФСР Мария Антонова, Заслуженная артистка Татарской АССР Альфия Авзалова, исполнительница русских народных песен Александра Стрельченко, Нина Сапрыкина из Благовещенска, Стелла Кудрина. Да всех учениц не пересчитать, перед каждой я старалась раскрыть свою творческую кладовую, научить глубже проникать в тайны национальной народной песни. Более пятидесяти бывших моих учениц работают сейчас в различных филармониях нашей страны.
Недавно я принимала участие в работе жюри, отбиравшего профессиональных артистов и воспитанников художественной самодеятельности на IX Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Чтобы узнать широкое мнение об этих молодых талантах, концерты транслировались по телевидению. Ведущий обычно обращался к зрителям с просьбой в своих письмах высказаться об отдельных исполнителях и коллективах. А окончательное решение выносило жюри.
Приятно мне было узнать, что на фестиваль в Софию поедет и моя ученица, о которой я уже упоминала, Александра Стрельченко. Она уже побывала во многих странах мира, и теперь ее голос прозвучит на всемирной встрече молодежи.
Если читатели видели цветной документальный фильм «С тобой, Россия!», посвященный Второму всероссийскому смотру сельской художественной самодеятельности, то наверняка обратили внимание на молодую исполнительницу русских песен Любовь Бажину. Ее нельзя не заметить… Моей ученицей Люба Бажина стала, как в сказке говорится: «По щучьему велению, по моему прошению». Года два с лишним тому назад я смотрела телевизионную передачу. Выступали участники художественной самодеятельности. Это был период подготовки к Всероссийскому смотру. Молодая учительница из деревни Монастырщина Кировской области пела песню М. Фрадкина «Течет Волга». Пела великолепно, голос красивый, низкий, бархатный. Но, пожалуй, больше всего меня поразили глаза…
Бывает, слушаешь певца – и внешние данные хороши, и голос звучит – и невольно думаешь: «Дала же природа такой тонкий инструмент, да не тому мастеру». Глаза пустые, ничего не выражают; сразу становится скучно слушать, и не ждешь уже от этого артиста ничего. А у Любы Бажиной, когда она поет, глаза умные, вдохновенные, говорящие. И весь облик ее чистый, целомудренный – совершенно чеховская или тургеневская девушка. Я подумала тогда: «Вот с кем мне хотелось бы позаниматься…». И вдруг через несколько дней узнаю, что Министерство культуры РСФСР направило Бажину в Мастерскую эстрадного искусства. Она стала моей ученицей. Занимались мы с ней два года: работали над постановкой голоса, развивали дыхание, делали специальные упражнения, расширяющие диапазон. Обычно, занимаясь с молодыми исполнительницами народных песен, я стараюсь обращать их внимание на содержание, учу читать текст не только глазами, но и артистическим сердцем, умению раскрыть образ произведения и донести его до слушателей.
Любу не пришлось всему этому учить. У нее есть всегда свое, удивительно проникновенное отношение к песне, к ее поэтическим образам. Причем она никого не копирует. У Любы все от природы, от ее собственной творческой сущности.
…Люба чуть-чуть бледнеет, когда начинает петь, как бы отрешаясь от всего внешнего. Только она и песня. Больше для нее ничего в этот момент не существует. Скупой жест, но какой выразительный! Если улыбка, то наполненная, оправданная, необходимая… И опять словно застыла – все выражает голос!
Щедро одарила Любу Бажину природа. И как бы в благодарность за это девушка любит петь о величии России, о ее просторах. Поет Люба, широко и свободно льется ее низкий, теплый голос – и встают перед глазами картины заснеженных равнин, бескрайних лесов, рек; рождается в воображении образ чистых, верных и сильных духом людей…
Молодую певицу приглашали работать в Москву, но она отказалась: «Я из Кирова, мой город дал мне возможность учиться, я должна возвратиться домой!»
Сейчас Любовь Бажина – солистка Кировской филармонии. Она вступила в беспокойную творческую жизнь.
Хорошо, когда именно такие молодые исполнители пополняют ряды советской вокальной эстрады. И очень хочется, чтобы выросла из такой молодежи достойная смена».
Подготовил А. Машкин,
историк-краевед

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

24 − = 17