Стрижевской почте 65 лет

НА СНИМКЕ: здание почты в 60-е годы прошлого столетия.

Сохранится ли в третьем тысячелетии почта как вид связи? При наличии Всемирной паутины люди перестают писать письма, читать книги и газеты, даже государственный аппарат все чаще отказывается от услуг почтовой связи.
Чтобы приблизиться к истории Стрижевского отделения связи, попробуем определить время возникновения этой услуги на территории современного Оричевского района. В Вятском крае история почты связана с московским трактом. Сейчас в центре Кирова находится здание главпочтамта, рядом с ним верстовой столб, обозначающий начало первой версты на дороге от Вятки до Москвы. Московский тракт проходил через село Быстрица, там и располагалась почтовая станция (ранее ямская – для смены лошадей). Значит, на территории современного Оричевского района появление почтовой связи нужно соотносить с историей Быстрицы, которая уже в 1595 г. была волостным административно-податным и церковно-приходским центром округи.
Освоение земель по берегам реки Быстрицы русскими людьми шло в XVII в., многие починки и деревни возникли в XVIII в.
Вся история п. Стрижи укладывается в XX в. Она связана с прокладкой железной дороги и строительством завода силикатного кирпича. По рассказам старожилов, отделению связи в поселке 65 лет. Записанная история его хранится в школьном музее, в ней вписаны имена руководителей и рядовых работников.
До начала 50-х почта была в д. Трапицыны – центре колхоза и сельского совета. В 1951 г. почту вместе с начальником Замятиной Александрой Ефремовной перевели в Стрижи. Этой женщине пришлось работать и почтальоном, и кассиром сберкассы. И только через год появилась штатная единица почтальона, им был Придворов Иван Степанович. Район доставки корреспонденции огромный: от д. Платоновцы до Трехречья, Бошарово и Быстрицы.
Известно о четырех фронтовиках – работниках Стрижевской почты: Придворов И.С., Коновалов А.С., Кокорин С.Я., Хорошавин Г.А. Коновалов Алексей Семенович был инвалидом Великой Отечественной войны, на фронте потерял правую руку. Левой рукой подписи ставил, а квитанции выписывали сами клиенты.
В 50-80-е годы почта была информационным центром в сельской местности, по значимости не уступала радио и телевидению. По почте пересылали газеты, журналы, бандероли, посылки, письма, открытки, телеграммы. Почту возили железнодорожными вагонами, грузовыми автомобилями. Почтальоны носили форму и огромную сумку через плечо. В деревнях это были чаще всего женщины, их в отличие от однофамилиц называли «Катя – почта», «Нюра – почтальонка».
В Стрижи почту доставляли и отправляли по железной дороге, обмен шел в двух направлениях: Москва – Дальний Восток. Остановка поезда всего 2 минуты. За это время почтальоны должны были взять почту на свой район и отправить свою. А это 40-50 мешков с газетными пачками, письмами, посылки, кинобанки, вес которых 15-20 кг. Зимой почту перевозили на санках, летом – на велосипедах или мотоцикле. Работа была трудной, у почты не было выходных даже в праздничные дни, люди трудились по скользящему графику. Так продолжалось до средины 70-х.
Стрижевское отделение связи сначала располагалось в бараке, пока не построили на главной улице им. Кирова специальное здание. Здесь кроме почты были сберкасса, радиоузел, телеграф и даже маленькая квартира начальника почты. Рядом с домом находился небольшой огород с ухоженными грядками и клумбами.
Людская память сохранила имена почтовых работников, отличавшихся культурой обслуживания, верностью профессии или необычностью судьбы. Самый большой стаж начальника почты у Журавлевой М.П., а оператором дольше всех работала Еналова А.А. Долго работали на своих участках почтальоны Кокорина В.К., Соболева Т.И., Кокарева Л.В. В сложные годы реформ начальником почты работала Лысова Л. и вывела отделение в одно из лучших в Орическом районе.
Писать о почте краеведческий очерк подвигли размышления автора о судьбах людей труда, об истории п. Стрижи, о стремительно меняющихся средствах связи в современном мире.
10 лет тому назад мои ученицы, писавшие историю почты, отмечали факт сокращения подписки на газеты и журналы в 20 раз, уверяли, что положение почты бедственное. А работу завершили категорично: «Почта перестанет существовать, если люди перестанут писать письма и читать газеты».
Изменилось ли что за 10 истекших лет?
Ушли работники старшего поколения – люди советской выучки. Пришла молодежь. Они работают в новых условиях, решают другие задачи. Им не легче, чем их предшественникам. Мы по привычке это предприятие называем почтой. Как и раньше, оно является учреждением для пересылки писем, легких грузов, денег и т. п. Если в старину перевозили пассажиров в конных почтовых экипажах, то сейчас на почте можно приобрести железнодорожные билеты. Широко используются услуги интернет-магазинов, особенно популярны китайские товары. Подчас помещение почты напоминает магазин, предлагающий продукты, товары быта. Здесь проходят регистрацию мигранты, население оплачивает услуги ЖКХ. Не за горами добавление к многочисленным функциям банковских услуг. Без компьютерной грамотности невозможно представить почтового работника. Каждый клиент может пользоваться услугами Интернета.
Так что прогноз моих любимых учениц оказался ошибочным. В третьем тысячелетии за почтой как многофункциональным учреждением большое будущее, а Стрижевское отделение связи отметит и столетний юбилей.
Т. Курагина, п. Стрижи

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

46 − 36 =