Так бы решать все проблемы

Мировую политику, а вслед за ней и экономику в последние годы все чаще сотрясают острые кризисы. Одной из главных причин, их вызывающих, является навязывание мировому сообществу определенных взглядов, образа жизни и других «демократических ценностей». Это является неприемлемым для свободолюбивых граждан и тем более государств. В международных отношениях должен быть не диктат, а взаимоприемлемые договоренности.

Яркий тому пример – успешное решение острейшей проблемы уничтожения запасов химического оружия во всем мире. Конвенцию о запрещении производства, разработки, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Конвенция) добровольно, без всяких санкций подписали 192 страны. Это одно из самых массовых по количеству стран-участниц международных соглашений.
Для действенного контроля над процессом химического разоружения в г. Гааге (Нидерланды) была создана организация по запрещению химического оружия (ОЗХО), высшим органом которой является Конференция стран-участниц. Для текущего контроля выполнения конвенционных обязательств постоянно действуют Исполнительный Совет ОЗХО и Технический секретариат. 28 апреля делегация высокопоставленных руководителей ОЗХО и представителей государств: Беларуси, Бразилии, Германии, Канады, Южной Кореи, США, Японии и др. – посетила последний действующий российский объект по хранению и уничтожению химического оружия (объект) в пос. Кизнер Удмуртской Республики. Цель визита – ознакомление с ходом реализации федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (Программа). В поездке высоких гостей сопровождали: директор Департамента реализации конвенционных обязательств Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Иванович Холстов, другие сотрудники Минпромторга России, представители МИДа России, Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия (Федеральное управление) при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.
У России можно поучиться
Российской стороне действительно есть что показать иностранным наблюдателям. Мы можем и поделиться опытом в деле уничтожения запасов химического оружия. В короткие сроки в нашей стране были созданы высокотехнологичные объекты по хранению и уничтожению промышленными способами боевых отравляющих веществ (ОВ). Они построены рядом с каждым из семи арсеналов ХО. Технологии уничтожения химического оружия, разработанные отечественными учеными ГосНИИОХТа, подтвердили свою высокую эффективность, надежность и безопасность. Во время эксплуатации российских объектов в течение вот уже почти 14 лет не было зафиксировано ни одного случая попадания отравляющих веществ или продуктов их деструкции в атмосферу, в воду или в почву. Соответственно, ни один человек не пострадал от отравляющих веществ во время их уничтожения.
На объекте в пос. Кизнер Удмуртской Республики, который был введен в эксплуатацию последним в декабре 2013 года, реализованы большой обобщенный предыдущий опыт работ по уничтожению химического оружия, все лучшие инженерные решения и рационализаторские предложения. Там трудятся высокопрофессиональные кадры, многие из которых уничтожали химическое оружие на других российских объектах. Потому на данном объекте не остановили технологический процесс даже во время проведения экскурсии для высоких иностранных гостей: не было никаких опасений, что ситуация может выйти из-под контроля. (Правда, все положенные меры безопасности посещения опасного предприятия были приняты в полном объеме). Объект «Кизнер» функционирует чуть больше двух лет. За это время здесь уничтожено уже более 50% имевшихся запасов химического оружия, что в реальном выражении составляет более 2,8 тысячи тонн отравляющих веществ. Из хранившихся 2,2 миллиона единиц артиллерийских химических боеприпасов уже уничтожено 1,2 миллиона. Ежедневно специалисты объекта уничтожают их в количестве около 2,5 тысяч. Только за апрель в «Кизнере» было уничтожено такое количество химического оружия, объемов которого было бы достаточно для полного поражения населения такой страны, как Германия. Эта информация, как нам показалось, шокировала представителя Германии. Кстати, цифру назвал не российский специалист, а гражданин Японии Шинтаро Синамуро, который в составе инспекционной группы ОЗХО вот уже несколько недель находится на объекте «Кизнер» и контролирует процесс химического разоружения. В настоящее время в Кизнере работают 5 инспекторов ОЗХО, которые вместе со всеми трудятся в 3 смены, 24 часа в сутки. По истечении нескольких месяцев происходит ротация, но ситуацию ОЗХО из-под контроля не выпускает ни на одном из действующих объектов по уничтожению химического оружия.
Гостям в центральном пункте управления производством (ЦПУ) на мониторах наглядно продемонстрировали весь технологический процесс уничтожения отравляющих веществ и корпусов артиллерийских боеприпасов. Применяемое там оборудование является полностью автоматизированным, задача человека – просто контролировать работу автоматики и подстраховывать ее в случае необходимости.
«А были ли случаи отказа техники, возникали ли нештатные ситуации?» – спросил представитель США у операторов ЦПУ.
«Таких случаев зафиксировано не было, процесс уничтожения проходит планово, в штатном режиме», – ответили ему.
Далее гостям были показаны площадка приема и выгрузки контейнеров с боеприпасами, доставленными на уничтожение, и площадка накопления дегазированных, обожженных и деформированных корпусов для отправки в пункт накопления металлолома – все, что остается от грозного оружия. Представители ОЗХО ознакомились с работой лаборатории мониторинга окружающей среды, которая в непрерывном режиме отслеживает экологическую ситуацию как на самом объекте, так и вокруг него. Побывали в корпусах приготовления дегазирующих растворов, термического обезвреживания жидких и твердых отходов, на холодильной станции, на строительной площадке, где возводятся 2 последних корпуса объекта. Кстати, в создании объекта «Кизнер», как и других российских объектов, принимали финансовое участие некоторые зарубежные страны. В целом их техническая помощь составляет около 10% стоимости российской программы химразоружения. В строительство объекта «Кизнер» внесли свою лепту Германия, США и Канада. Представителям этих государств было приятно об этом услышать.
Далее гости посетили пожарную и газоспасательную станции. Там, кстати, опять прозвучал вопрос: «Привлекались ли бойцы для ликвидации пожаров на объекте или устранения каких либо ЧП?». «Мы каждодневно и много тренируемся, готовы к любому развитию событий, но на объекте все идет согласно технологическому процессу и нештатных ситуаций не было», — прозвучал ответ.
Накопленный потенциал должен влиться в экономику
На каждом из семи российских объектов по хранению и уничтожению химического оружия построены современные производственные корпуса, созданы логистические, инженерные сети и вся необходимая инфраструктура. Все объекты выглядят просто красавцами, на них были заняты по 2000 сотрудников, в основном молодых людей. Накоплен уникальный опыт работ в условиях повышенной опасности. Уровень переработки и утилизации твердых, жидких и газообразных отходов таков, что экологи то ли в шутку, то ли всерьез говорят, что объект выбрасывает более чистые воду и воздух, нежели забирает для производственных нужд. В общем, это самые современные предприятия, прообразы заводов ХХI века. Этот уникальный потенциал и накопленный опыт в России планируется использовать в дальнейшем. Об этом говорил делегации ОЗХО на встрече в Москве председатель Государственной комиссии по химическому разоружению Михаил Викторович Бабич. Он рассказал гостям, что по инициативе главы государства создана специальная комиссия по перепрофилированию объектов, завершивших работы по предназначению. Это объекты «Горный» в Саратовской области, «Камбарка» в Удмуртской Республике, «Леонидовка» в Пензенской области, «Почеп» в Брянской области, «Марадыковский» в Кировской области и «Щучье» в Курганской области. Однако прежде необходимо выполнить комплекс мероприятий по выводу их из эксплуатации после работ с опасными веществами. На первых двух объектах такие процедуры уже ведутся, в 2016 году будут начаты работы и на четырех объектах, завершивших свою работу в конце минувшего года. Для этого из федерального бюджета будет выделено 2,7 миллиарда рублей.
Глава Удмуртской Республики Александр Васильевич Соловьев, встречаясь в Кизнере с иностранными гостями, рассказал, что Камбарскому и Кизнерскому районам, в которых располагаются объекты по уничтожению химического оружия, при реализации программы химического разоружения был придан мощный импульс социально-экономического развития. До 10% стоимости создания каждого из объектов в Российской Федерации направлялось на решение социальных проблем региона. В удмуртских г. Камбарке и пос. Кизнере построены десятки социальных объектов, автодороги, газо- и водопроводы и т.д. Получая достойные зарплаты на объектах, местные жители капитально отремонтировали свои жилища или построили новые дома, купили автомобили, современную бытовую технику, им стали доступнее другие блага. Нельзя бросать людей на произвол судьбы. Объекты должны быть приведены в безопасное состояние, перепрофилированы, и продолжить работы в новом качестве.
В пос. Кизнер иностранным гостям показали новое здание районной пожарной части и районный Дом культуры, построенные по программе химразоружения. Местные умельцы, занимающиеся в районных кружках лозоплетением, вышиванием, резьбой по дереву и изготовлением поделок из бересты, провели выставки своих произведений. Эксклюзивные авторские работы заинтересовали иностранцев, они не только внимательно осмотрели выставки, но и купили на память многие красивые эксклюзивные вещицы.
Кизнер – историческое место
«О «Кизнере» скоро услышит весь мир, – сказал руководитель делегации, председатель Исполнительного Совета ОЗХО итальянец Франческо Аззарелло, – ведь именно на этом объекте через некоторое время будет объявлено о полном завершении выполнения Россией своих обязательств по уничтожению химического оружия. Поселок станет историческим местом. Юпитеры средств массовой информации всего мира будут направлены именно сюда». И тогда купивший себе на память шкатулку кизнерского мастера или вышивку мастерицы иностранец может продемонстрировать ее своим знакомым и родственниками и с гордостью сказать, что мне довелось там недавно побывать.
П. АЛЕКСЕЕВ

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 1 =