Спасительные поправки

МЧС России сделало очередные шаги к снижению административного давления на бизнес, кардинально поменяв тактику проверок. Сейчас ставки делаются на риск-ориентированный подход, а инспекторы чаще выступают как консультанты и помощники. При этом отменяется принцип «размазывания» ответственности за ЧП, в которых пострадали люди. Об этом и другом в интервью «БН» рассказал начальник Главного управления МЧС России по Кировской области, генерал-майор внутренней службы Михаил Лихачёв.

-Михаил Владимирович, буквально в конце октября МЧС России разработало законопроект, освобождающий предприятия малого и среднего бизнеса от проверок на соблюдение требований пожарной безопасности в случае добровольного пожарного декларирования. Облегчит ли это работу бизнес-сообществу?

— Начнем с того, что развитие малого и среднего бизнеса, создание благоприятных условий для их работы входят в число основных задач нашего государства. В соответствии с этим МЧС России на протяжении ряда последних лет принимает и внедряет на практике документы, позволяющие уйти от проверок. Законопроект, о котором вы говорите, — один из них. Для снятия лишних административных барьеров из «Техрегламента о требованиях пожарной безопасности» (№123-ФЗ) исключаются жесткие фиксированные требования, декларирование переводится в добровольный формат. Регистрация декларации является основанием для освобождения бизнесмена от проведения плановых проверок органами федерального госпожнадзора. Изменениями будет установлен перечень объектов защиты, собственник которых может подать декларацию. Тем самым расширяются возможности собственников в полном объеме рисковать своим имуществом, но при условии безопасности людей.

— В связи с последними произошедшими изменениями законодательства увеличивается ответственность собственника?

-Увеличивается. Подчеркну: рисковать имуществом можно, жизнью другого человека (к примеру, наёмного работника) – нет. Если у предпринимателя и собственника объекта работают люди и, не дай Бог, из-за нарушения требований безопасности кто-то погибнет, собственник пойдет под суд. Этот принцип начал внедряться в последние годы. Давайте вспомним громкие ЧП за несколько последних лет. 2003 год – крупный пожар в общежитии Института дружбы народов в Москве, 2006 год – во Владивостоке горит офисный центр, там и там погибают люди. В то время основную нагрузку и ответственность несли органы контроля и надзора. Возьмём из последних резонансных примеров. Пожар в клубе «Хромая лошадь» в Перми в 2009 году, 2015 год — в ТЦ «Адмирал» в Казани. Здесь в большей степени доля ответственности легла на собственников. Государство внимательнее смотрит не на надзорные органы, а на собственников объектов. Это и правильно. Когда ответственность «размазывается» — это плохо.

На Западе контрольные и надзорные органы вовсе не вмешиваются в работу малого и среднего бизнеса. Основную роль обеспечения безопасность регулируют страховые организации. При наступлении оговоренного страхового случая (я имею в виду пожар) они либо выплачивают компенсацию, либо нет.

— На днях на сайте уполномоченного по правам предпринимателей региона опубликован приказ за подписью министра Пучкова. В нем в том числе говорится о внеплановых проверках…

— Это приказ от 12 сентября. У нас в целом режим проверок согласуется с прокуратурой и размещается в открытом доступе. Предприниматель заранее знает, когда у него будет плановая проверка. Хотя до конца 2018 года для малого бизнеса установлены «надзорные каникулы», и такие предприниматели не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок.

Приказом от 12 сентября (№ 492) исключается проведение внеплановых выездных проверок по контролю исполнения ране выданных предписаний об устранении нарушений. Речь опять же о субъектах малого и среднего предпринимательства. Требование касается нарушений, не связанных с наличием угрозы жизни и здоровью людей. В случае поступления жалоб и обращений, в которых содержатся такие сведения, проводятся выездные внеплановые проверки, опять же только по согласованию с прокуратурой и при участии представителей «Опоры России».

— Сейчас в терминологии, касающейся отношений предпринимателя и сотрудника МЧС, все чаще слова «проверки» и «санкции» заменяются на «помощь» и «диалог». Что изменилось?

— Раньше надзорный орган занимался только надзорной деятельностью. Сейчас его функции расширены: добавлена профилактическая работа. Бизнесмен может обратиться к нам за консультацией и получить помощь без составления документов, без привлечения его к административной или другой ответственности. Это дает нам возможность и право не проверять, а помогать, заниматься профилактикой в юридическом статусе. То есть раньше инспектор при обнаружении недостатков был обязан привлекать к административной ответственности, а консультативная форма была неформальной. Сейчас бизнесмен может получить методическую помощь на юридической основе. Не проверку, а именно помощь.

-Означает ли это, что раньше предприниматели могли скрывать свои проблемы и не обращались к вам, опасаясь «административки» иди другого наказания?

— Насколько помню, серьезный бизнес всегда обращался. Подходили и спрашивали: «У меня проверка через год. Напишите, что мне необходимо сделать, чтобы у меня не было нарушений». Помогали, писали рекомендации, человек готовился, и проблем не возникало.

— Кадровый вопрос. Есть ли «текучка» среди спасателей? Идет ли молодежь в МЧС?

— Кандидатов на службу у нас достаточно. Ежегодно в учебные заведения МЧС России (в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иваново) конкурс от Кировской области – два человека на место. Каждый год мы направляем на учебу 15-20 кировских выпускников.

Что касается «текучки», в целом ее нет. Понятно, что сейчас в условиях дефицита бюджета везде происходит жесткая экономия, процессы оптимизации. Это касается, в основном, управленческих и обеспечивающих структур. Сотрудников, которые занимаются тушением пожаров, оптимизация не затронула.

— Каков средний возраст сотрудников? Достойная ли зарплата?

— В основном, в кировском МЧС служат ребята в возрасте 30-40 лет. Уровень заработной платы рядового пожарного на первом году службы – 24 тысячи рублей, у водителя – 25 тысяч рублей. Это я говорю о сотрудниках «в погонах». Неаттестованные работники (в основном, в районах) на первом году работы на должности пожарного и водителя получают 12-13 тысяч рублей. Эти зарплаты – при графике работы сутки через трое.

— Слышала, многие кировчане сделали достойную карьеру в системе МЧС?

— Мы выпустили книгу об истории пожарного дела «За дымкой Вятского края». В ней есть отдельная глава, посвященная вятским людям, достигшим в системе высоких должностей. К примеру, Александр Викторович Агафонов, директор департамента пожарно-спасательных сил и специальных формирований МЧС России. Именно под его руководством с России проводятся все крупные работы по ликвидации ЧП: крушение лайнера в Египте, самолета в Индонезии, в августе на Ямале ликвидировали последствия сибирской язвы. Директором департамента гражданской защиты МЧС России также является выходец из Слободского Андрей Владимирович Лутошкин. Есть сотрудники, становившиеся «Лучшим дознавателем» и «Лучшим начальником караула» МЧС России, удостоенные высшего звания «Заслуженный спасатель РФ». Многие известные люди вятского края служили в пожарной охране. Один из представителей рода часовщиков Бронниковых – Николай Михайлович – в начале 20 века служил в Вятке начальником добровольной пожарной дружины, а чемпионка мира Мария Григорьевна Исакова начинала свою трудовую деятельность телефонисткой в 1 пожарной части (тогда располагалась на Коммуны,29). Нам действительно есть чем гордиться. Неспроста глава в книге называется «Вятские — люди хватские». Мы с этой книгой участвуем в фестивале МЧС федерального уровня «Созвездие мужества», очень надеемся занять достойное место. В этом же фестивале участвует и группа «Роднополисы» с клипом, посвященном героям-пожарным. В нем снимались кировские спасатели.

— В России создаётся аэромобильная группировка для реагирования на крупномасштабные ЧС. В Кирове такая есть?

— Есть, у нас она создана на базе специализированной пожарно-спасательной части. Это 120 специально обученных спасателей. Они готовы в любой момент выдвинуться в любую точку нашей страны и даже за рубеж и принять участие в спасательной операции. Мы решили развить тему и пойти дальше. В 2014 году сотрудники кировской специализированно пожарно-спасательной части впервые вышли на старт соревнований по экстремальному туризму «Вятский лось». Там, в условиях природной среды, были смоделированы различные ситуации, при этом задания участники заранее не знали (были сплав по замерзающей реке – соревнования проходят в ноябре, наведение переправ, поиск людей, оказание первой помощи, их эвакуация). Без сна и без отдыха больше двух суток. Нас предупредили: «Ваши спасатели даже до финиша не доберутся». А наши не только до финиша добрались, но и второе место заняли. Сейчас мы вышли с инициативой, чтобы такие соревнования проводить для всех российский спасателей. На эту мысль нас натолкнули поиски братьев Кулаковых в Опаринском районе. Тогда возникали ситуации, когда приходилось искать людей, которые сами приехали для поиска детей.

Записал корреспондент еженедельника «Бизнес-новости».

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 1