Чтение по принуждению?

Зачастую встревоженные тотальной загруженностью ребенка в садике, на дополнительных кружках и занятиях родители задают нам, педагогам, вопрос: «А нужно ли учить ребенка читать до школы?»
В ответ приведу пример из собственной 30-летней практики учителя-логопеда. Условно детей можно разделить на 3 группы: дошколят с нормой развития (а это примерно 25%), средним уровнем развития (45%) и детей, которым необходима помощь специалиста. И если первая и вторая группы без выраженных последствий обучаются навыку чтения, то детям третьей группы просто необходимо это умение, обучение должно проводиться в сопровождении грамотного педагога.
Другой вопрос в правильности обучения чтению. Ведь если научить ребенка просто бегло читать, сливая буквы в слоги, слоги в слова, это как снежный ком, может привести за собой проблемы в школе. А именно, неправильное деление на слоги, как следствие, неправильный перенос слова. Не умение верно поставить ударение, а значит и отсутствие навыка применять орфограммы.
Мое глубокое убеждение состоит в том, что детей надо учить чтению, но ни в коем случае не скоростному, а вдумчивому. Пусть ребенок читает не быстро, но правильно. Проверки техники чтения в детском саду не бывает! Только в школе, и вреда нет тому, кто читает правильно, но придает дополнительные сложности тем, кто научен читать неправильно.
В каком возрасте нужно обучать ребенка чтению? 4 года – идеальный и самый благодарный возраст для освоения чтения. Ведь родная речь еще только-только освоена малышом, а слова и буквы не сделались для него чем-то обыденным.
Вы все еще размышляете над вопросом: учить читать или не учить, думая, что, обретя навык чтения еще в детсаду, ребенок заскучает в школе? Тогда приведу цитату из педагогического пособия «Чтение без принуждения» 1987 (!) года издания. Так вот, автор книги пишет: «Так рассуждают люди, прочно забывшие, что такое первый год школьной жизни. В первые месяцы в школе ребенку некогда скучать: на него буквально обрушивается новый мир отношений со взрослыми и сверстниками… Серьезность и огромность этих перемен трудно переоценить. И если ко всем школьным новостям прибавится еще и такое «событие», как знакомство с письменной речью, то ребенок может просто не успеть что-то освоить».
И. МАТЮШИНА, заведующая детским садом «Ромашка»

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + 4 =