Наверное, главной проблемой уходящего года для жителей четырёх поселений Верхошижемского района стал вопрос о закрытии маршрута Верхошижемье — Среднеивкино — Нижнеивкино из-за его убыточности.
Вот уже несколько месяцев среднеивкинцы, калачиговцы, угорцы, сырдинцы постоянно звонят в редакцию газеты и пишут в разные инстанции письма о том, чтобы этот рейс сохранили. Инициативные жители собрали около 700 подписей за сохранение маршрута. Приезжало и телевидение, вышли статьи в разных газетах. Тогда было принято решение проводить на всех остановках следования этого маршрута мониторинг пассажиропотока с 28 ноября по 4 декабря. Например, в течение шести дней в Среднеивкино этим занималась Галина Александровна Емельянова. По результатам мониторинга установлено, что пассажиропоток по дням недели и времени отправления автобуса варьируется от 3 до 53 пассажиров за рейс, наполняемость составляет от 2 до 38 человек. «Для объективной оценки убыточности маршрута требуется более детальная проработка вопроса с учётом выручки от продажи билетов и затрат на пассажирские перевозки. Организация транспортного обслуживания с 01.01.2017 года будет дополнительно рассмотрена, в том числе с учётом поиска нового перевозчика или изменением расписания движения действующего маршрута, которое будет согласовано с администрацией Верхошижемского района», — говорится в ответе министерства транспорта Кировской области, которое пришло одной из жительниц района.
Но население должно иметь гарантированное сообщение с областным и районным центром! Тогда глава Верхошижемского района заверил сельчан, что 150-й маршрут будет работать до 1 января 2017 года. А что дальше?
Уже не первый раз наши земляки из этих населённых пунктов лишаются транспортного сообщения. Год назад отменили 205-й маршрут, который курсировал из Верхошижемья через Среднеивкино и Нижнеивкино в Киров с 1988 года. Тогда ему на смену пришёл 150-й рейс Верхошижемье — Среднеивкино — Нижнеивкино. Чтобы доехать на этом автобусе до Кирова, необходимо было сделать пересадку в Нижнеивкино, где пассажирам приходилось около сорока минут зимой мёрзнуть на остановках, дожидаясь местного автобуса. Но перспектива остаться и без этого маршрута людей не просто беспокоит, а они бьют тревогу.
Побывав в командировке только в одном Среднеивкине, я услышала много мнений. Вот только некоторые фразы: Иного сообщения, кроме такси, у жителей нет. Если рейс отменят, им придётся добираться в областной или районный центр только на собственном транспорте, который есть далеко не у всех. А такси — уж очень дорогое удовольствие для простых людей, так как большая часть населения — это пожилые люди. Если в выходные дни можно ещё как-то договориться доехать вперёд попутно на частных машинах, а как обратно добираться. Стоять на морозе и голосовать на дороге? Но не каждый ещё посадит. Да и страшновато как-то. Ведь в данном случае ты не застрахован ни от чего и ни от кого. Молодые люди более мобильны, поэтому могут «списаться» в социальных сетях и узнать, кто куда едет. А пенсионеры как?
Также в посёлке находится центральная районная больница, поэтому отмена рейса может «отрезать» население от определённой медицинской помощи: сейчас в Среднеивкинской амбулатории нет зубного и детского врачей, а как быть с посещением и других узкопрофильных специалистов?
Данный маршрут считается социально значимым, поэтому и дотационным. Но при этом он убыточен. На его содержание должны были выделяться средства из областного бюджета, однако денег перевозчику не поступало. В результате убыток КировПассажирАвтотранса составил более двух млн. руб.
20 декабря состоялась «прямая линия» главы Верхошижемского района Д.В. Кадесникова, где этот вопрос от жителей разных поселений стал самым злободневным и повторяющимся. Вот что ответил Дмитрий Васильевич:
— Я со своей стороны предпринимаю всё возможное, чтобы решить этот вопрос. Пролонгировать действия этого рейса удалось только до 1 января 2017 года. По результатам проведённого мониторинга и по вопросу дальнейшей судьбы этого маршрута должна была состояться в ближайшее время трёхсторонняя встреча с представителями министерства транспорта Кировской области и КировПассажирАвтотранса. Но её пока не было. Поэтому решение не принято. 150 рейс — межмуниципальный, так как пролегает по территории нескольких районов. По результатам проведённого мониторинга рейс, действительно, признан убыточным, но он социально важен для наших жителей! Ведутся и поиски альтернативного перевозчика с частными инвесторами, но пока безрезультатно. Ведь предприниматели считают деньги и не видят прибыли. Сейчас ведутся переговоры с КировПассажирАвторансом по отсрочке отмены этого рейса во время праздничных новогодних дней. Но это будет только устная договорённость.
P.S. Хочется искренне надеяться, что проблема всё-таки будет решена. Более трёх тысяч верхошижемцев могут лишиться транспортного сообщения с районным центром и целым рядом сёл и деревень, если рейсовый автобус № 150 отменят!
А то получается, что в век цифровых технологий, мы снова «скатываемся» в прошлое, когда наши бабушки и дедушки, родители в годы их молодости добирались до места назначения или до дома чаще всего пешком или на попутках. Многие из нас, наверное, слышали такие истории от родных…
Наталия КУТЕРГИНА.