Тридцать лет на болоте. Трудовая жизнь Зои Сусловой прошла на оричевских торфяниках

От судьбы не уйдешь и не уедешь. на личном опыте в этом убедилась Зоя Васильевна Суслова из Зенгино.
В начале 50-х годов прошлого века приехала она в новый зарождавшийся поселок торфодобытчиков, где, можно сказать, и прошла вся ее дальнейшая сознательная жизнь.
Родом она из деревни Рогачевы Котельничского района, из многодетной семьи. Когда Зоя получила паспорт и решила уехать жить и работать в соседний Оричевский район, родители не препятствовали, ведь их шестерым детям все равно нужно было где-то устраиваться, а в своей деревне лишь колхоз. Вслед за Зоей впоследствии из родных мест уехали брат Николай, сейчас он в Екатеринбурге, сестра Ольга живет в Новосибирске.
– Тридцать лет проработала я на Оричевском торфопредприятии, кажется, что, кроме болота, и вспомнить нечего, – с горечью говорит Зоя Васильевна.
Сначала ее приняли подсобным рабочим. Площадь под торфодобычу была еще не подготовлена, так что всем без исключения, женщинам и мужчинам, приходилось рубить лес, бензопил тогда еще не знали, орудовали поперечными пилами. Норма на человека в день была 3,2 кубометра.
Через некоторое время от предприятия Зою направили учиться на машиниста окараванивающей машины. Этот агрегат передвигал горы торфа. Данный процесс считался не таким сложным, поэтому на машинах работало немало женщин.
По правде говоря, трудовая книжка еще и такой документ, который весьма любопытен для потомков, чтобы заглянув в ее страницы, они смогли убедиться, какими тружениками были их бабушки и деды. Вот читаем с Зоей Васильевной, что в 1966 году перевели ее мастером добычи торфа на 7-й участок. Это начальство пожалело женщину, дескать, сколько можно ходить в чернорабочих. А она возьми да и расплачься дома, волнительно было на должность заступать, мужиками командовать. Рассказывает, что муж ее успокаивал, что не боги горшки обжигают – справишься.
Она вспоминает, как ударно, без выходных в уборочную страду работали люди.
– Сидят мужики в тракторах, даже не видно, что человек есть в кабине, вот какие черные были от торфяной пыли, – рассказывает Зоя Васильевна.
Это потом появились буфеты, а так питались на ходу, съедят по куску хлеба и снова за работу.
До самой пенсии трудилась Зоя Суслова на торфопредприятии. Она – Ветеран труда торфяной промышленности Кировской области.
Татьяна ТРУХИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

61 + = 69