«Охотничьи байки»

На снимке: Леонид Бажин.

В тапочках
Иной стреляет редко, да попадает метко
(пословица)
В любой охотничьей бригаде найдется один человек, который периодически что-нибудь да отчебучит, поневоле вызывая улыбки у своих товарищей. Вот и в нашей компании оказался такой, звали его Борис Иванович, и отличался он феноменальной рассеянностью. О том, сколько раз он забывал дома ружье или патронташ, я уже и не говорю. Но особенно мне запомнился случай, когда Борис Иванович приехал на лосиную охоту в тапочках. Происходило это в конце ноября, и выезжали утром мы еще по темноте, так как до леса ехать было не близко, а ноябрьский день, как известно, очень короток. Водитель на «уазике» забирал нас из домов в определенное, заранее обговоренное время, и, совершив по поселку своеобразный «магический круг», мы отправлялись в охотничьи угодья. В темноте, конечно, мы не разглядывали, кто во что одет и обут, и обнаружилось, что на ногах у Бориса Ивановича вместо сапог тапочки, только тогда, когда охотник вылез из машины и оказался в домашней обувке по колено в снегу. Конечно, в таком виде на номере он стоять бы не смог, но выручил нас водитель, у которого в багажнике каким-то чудом оказались запасные сапоги, а у одного из членов бригады в рюкзаке нашлись запасные шерстяные носки. Таким образом, заново обутый Борис Иванович встал на номер, и именно на него вскоре вышел бык, которого охотник сумел добыть одним выстрелом в шею.
После разделки зверя у нас осталось время для проведения загона на обойденного по кругу кабана, который в результате снова вышел на Бориса Ивановича, и был им отстрелян. Таким образом, Борис Иванович оказался у нас настоящим героем дня, и тапочки оказались не помехой, а своеобразным счастливым талисманом. С тех пор, подсаживая по утрам охотника в машину, мы в первую очередь спрашивали: «Борис Иванович, ты почему не в тапочках? Иди, переобувайся, а то удачи не будет».

А поговорить
Есть одна интересная особенность в поведении зверей, встречаться с которой мне приходилось не раз, но объяснения этому явлению у меня нет. Бывает, что целый день бригада охотится: и объезжает угодья в поисках следов и зверей, и загоны делает… но все впустую. И вот, когда все собираются у машин, выставляя на капот захваченную из дома еду и прочее, чтобы маленько подкрепиться и «подогреться», как неизвестно откуда появляются звери. В моей практике это случалось два раза. Первый раз не-
ожиданно выскочило к машинам небольшое стадо довольно крупных кабанов из пяти штук. До сих пор у меня стоит в глазах, как они, увидев людей, на миг замерли, а потом спокойно, на виду у всех, оббежали нас и скрылись. И настолько все были удивлены и ошарашены, настолько быстро все произошло, что никто из нас даже не сделал попытки схватиться за оружие. Во второй раз в подобной ситуации подошел к машинам лось, довольно крупный бык с рогами. Он даже какое-то время постоял, разглядывая нас, но как только один из охотников бросился к оружию, мгновенно развернулся и скрылся.
Рассказы про подобные случаи я слышал и от других охотников, и все эти истории невольно вызывали улыбки. Да и такие курьезы нередко впечатляют и запоминаются больше, чем даже удачно проведенная обычная охота. Но все же не понятно, чем так привлекает довольно шумная компания людей обычно осторожных животных? Может быть, им тоже хочется иногда «подогреться», закусить и, особенно, поговорить?

Лось-невидимка
Был, не был, а и след заглох
(пословица)
Лось зашел в совсем маленький треугольный участочек леса, с одной стороны которого находилась канава, а другие две стороны отделялись от основного массива широкими просеками. Размер участка был примерно триста на триста метров, и насквозь просматривался, так как состоял в основном из средневозрастного березняка и редких сосен, только по краю у канавы неширокой полосой рос довольно густой ельничек. «Ну все, зверь наш, деваться ему некуда, – довольно потирая руки, прошептал Толик после обхода лося. – Мы трое встаем на номера, а ты, Леша, минут через десять иди в загон». Я, в знак согласия, кивнул, но все же, видимо, какая-то доля сомнения имелась в моей голове, и я спросил своих более опытных товарищей, как идти в загон: по заходному следу или просто с криком гнать по середине. «Да никуда он не денется, выскочит на кого-нибудь, как миленький, так что иди просто так и покрикивай» – дал последние наставления Толик, и товарищи отправились вставать на номера.
Выждав условленные десять минут, я, громко крича: «Поглядывай!» – начал загон. Шел я по лесу челноком и пересек в одном месте лосиные следы, ведущие в ельничек на край канавы. «Вот сейчас лось выскочит на кого-нибудь, вот-вот раздадутся выстрелы», – подумал я, но ничего не происходило. Таким образом я пересек участок леса и вышел на один из номеров. Стоящий на нем охотник при виде меня лишь развел руками, указывая на то, что никакого зверя и в помине нет. Посоветовавшись с ним, я решил еще раз идти в загон на этот раз по лосиным следам, чтобы разобраться: «Куда же пропал лось?». И тут выяснилось, как он ловко провел меня. Оказывается, я прошел от лося буквально в пяти метрах, но зверь затаился в густом ельничке, пропустил меня, и, когда я, ничего не подозревая, от него удалился, потихоньку, за моей спиной отправился в сторону своего заходного следа. Дойдя до чистой просеки, он в один прыжок перемахнул через нее, и «тут его только и видели». Вернее, никто из охотников, стоящих на номерах по краям просеки, его совсем не видел.
Нам осталось только развести руками после этой охоты на лося, которому «некуда было деться». Конечно, мы сами были во многом виноваты, так как совершили элементарные ошибки, но все же поведение зверя не могло не вызвать восхищения: ведь он так умело затаился в загоне совсем рядом от меня и так ловко превратился в «невидимку» при прыжке через просеку.

Ну и хитрец
Что живо, то и хитро
(пословица)
Я стоял на номере на довольно высоком бугре на краю делянки, заросшей невысоким, но очень густым осинником-«мордохлыстом». С высоты большая часть делянки мною хорошо просматривалась, и скоро стали слышны крики приближающихся ко мне загонщиков. Поднятого с лежки и двигающегося в мою сторону лося я увидел довольно далеко. Бежал он не на махах, не панически, а довольно резвой рысью, и два раза останавливался, очевидно, чтобы прослушать идущих за ним людей. Так постепенно зверь приблизился ко мне метров на триста, и я увидел, что это бык с хорошо развитыми рогами. Бежал он, огибая мой бугор, прямо на соседний номер. Но, не добежав до просеки с находившимся на ней охотником метров двести, лось внезапно остановился, как будто поняв, что вперед ему идти опасно, развернулся и потихоньку, я бы даже сказал, на цыпочках, двинулся в сторону подходящих к нему загонщиков, которых было семь человек, и шли они полосой на расстоянии метров пятьдесят друг от друга. И вот, когда люди подошли к быку совсем близко, он буквально прокрался между двумя загонщиками, которые из-за густого подроста не могли его увидеть. Я же со своей смотровой точки, разинув рот, наблюдал за всей этой удивительной и довольно забавной картиной, но поделать ничего не мог: оставалось только следить за улепетывающим из загона лосем и удивляться его хитрости и смекалке.
Когда мы все собрались после неудачного загона, и я поведал об увиденной мною картине, один из загонщиков мне даже не поверил: ведь шли люди достаточно близко друг от друга и двух коров с телятами все же выгнали. Но вот бык оказался настоящим хитрецом и всех нас одурачил. Я должен еще добавить, что эта охота проводилась по чернотропу, и, если бы мне не удалось увидеть крадущегося между загонщиками лося, то все бы решили, что в этом загоне быков просто не было.

Голодная смерть
Злому человеку не прибавит Бог веку
(пословица)
Жизнь есть жизнь, и случаются в ней довольно печальные ситуации… Около девяти часов утра в один из дней начала марта позвонил мне по телефону участковый Николай из села Клин и сообщил, что к занимающимся подледным ловом рыбакам на лед реки Оки вышел лось и упал метрах в двухстах от них. И, как уточнили рыбаки, «лежит и не шевелится». Я быстро на попутке доехал до села, и мы с Николаем на снегоходе спустились к реке.
Лось, как и сообщили рыбаки, лежал на льду и «не шевелился». Необходимо было выяснить причину гибели зверя, тем более, что сам факт выхода достаточно осторожного животного перед смертью к людям был довольно необычен. Первичный визуальный осмотр ничего не дал, но при разделке лося сразу обратило на себя внимание то, что зверь был очень худой, и желудок его имел размер футбольного мяча и содержал в себе только какую-то темную жидкость без обычных древесных компонентов пищи. Стало понятно, что животное не могло кормиться, и причина этого вскоре выяснилась: при обследовании освобожденной от шкуры шеи лося я обнаружил, что пищевод у зверя перебит. Более того, тут же я нашел и застрявшую в шкуре самодельную свинцовую пулю.
Таким образом, как я написал в акте, смерть лося наступила в результате выстрела самодельной пулей из гладкоствольного ружья 16 калибра, повредившей животному пищевод и лишившей его возможности нормально кормиться. Но, если перевести все это на нормальный, не канцелярский язык, то получится, что из-за бездумной жестокости какого-то «человека» голодной смертью в жестоких мучениях погиб лось, украшение и гордость нашего леса.
Л. БАЖИН, п. Мирный

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 42 = 45