Сирия – 1976

Уже который год в Сирии идёт война. Игиловцы целенаправленно уничтожают памятники древнейшей истории и культуры, расположенные на территории этого государства. В руины превращаются города и малые селения. Мало кого из россиян оставляют равнодушными новости, показанные с той стороны света. А люди, которые когда-то побывали в Сирии, принимают эти сообщения, ещё ближе к сердцу.

Верхошижемец Александр Иванович Корепанов — один из них. Познакомиться с этой интересной, необычной страной ему удалось в 70-х годах прошлого века, когда он учился в Кировском политехническом институте. В заграничную поездку молодой человек попал в составе группы студентов, участников стройотряда. Путешествие на нашего земляка произвело неизгладимое впечатление. Хорошо, что у него уже в то время была тяга к перу. Благодаря этому, мы сегодня без искажений, которые обычно вносит память, можем узнать, как жили Сирия и Ирак в те далёкие годы. За рубежом Александр делал путевые заметки, а потом, по просьбе педагогов вуза, их обобщил и опубликовал в институтской газете «Советский инженер». Эта статья сохранилась в его домашнем архиве. Александр Иванович принёс её в редакцию. Сегодня мы предлагаем заметку вашему вниманию и думаем, что взгляд глазами советского студента на заграницу кому-то станет путеводителем по этим странам, а кого-то возвратит в те времена, когда наша страна была огромной державой под названием Советский Союз.

Дневник туриста

На зимних каникулах группа командиров и комиссаров стройотрядов ездила по туристической путёвке в Сирию и Ирак. Из нашей области было 16 человек: семеро из политехнического института, столько же из пединститута, руководитель и переводчик.

Вечером 28 января мы выехали в Москву. Там остановились в гостинице «Турист». Все быстро перезнакомились. На следующий день отправились в бюро «Спутник». Там к нам присоединили ещё одну группу студентов, они были из города Томска. Нас стало 26 человек. 31 января должны были вылететь в Багдад. Про этот старинный город все читали, слышали, а сейчас предстояло увидеть его собственными глазами. Какой же он на самом деле? Мы изнывали от нетерпения.

 

Ирак

Утром выехали в Шереметьево. И вот мы уже в воздухе на красавце Ту-154. До Багдада лететь около 5 часов. Наконец, мы увидели город в окна иллюминаторов. Температура +17оC. Подумать только, всего несколько часов назад мы дрожали от холода, а тут… Город занимает большую площадь и весь утопает в зелени. Посадка. Рядом со зданием аэропорта растут пальмы. Багдад совсем не похож на советские города. Кто-то заметил: «Нашего-то здесь — одно только небо». Темнеет тут тоже непривычно быстро. Встретить нашу делегацию должны были члены профсоюза учителей. Через некоторое время за нами приехал автобус. На нём мы добрались до отеля. Так началась наша жизнь в Багдаде.

Утром нас повезли осматривать город. Дома невысокие, все разные. Ни одного похожего нет. Несколько главных улиц широкие, а остальные узкие и довольно грязные. Отель «УР», в который нас поселили, стоял на берегу реки Тигр, именно о ней написано во всех учебниках истории. Сейчас мы её можем рассмотреть. Вода очень мутная, с сильным течением.

После завтрака все с фотоаппаратами высыпали из отеля на берег Тигра. У дверей мы заметили много маленьких ребятишек — все грязные, оборванные. Они уже работали. Кто продавал сигареты, кто — жевательную резинку. Эта ватага сразу окружила нас. Их внимание привлекли наши значки. Мы охотно подарили их маленьким багдадцам. Они и потом встречали нас каждый день. Ходили за нами по пятам. Когда мы улетали из Багдада в Дамаск, значков у нас уже не было, только у некоторых немного. Но это было потом, а сейчас мы бродили по берегу Тигра и глядели по сторонам.

Как всё здесь необычно: люди, дома, машины. Большинство жителей одеты очень бедно. Ходят в длинных нарядах. На головах у них платки. Интересно!

Вскоре за нами подошёл автобус. Мы отправились в путешествие. Все притихли. Разговаривать друг с другом было некогда. Гиды объясняли, где мы едем. Исколесив весь Багдад, отправились в окрестности. Добрались до  древнего жертвенника. Он очень высокий. С его вершины в незапамятные времена приносили в жертву животных, их сбрасывали вниз.

Где бы мы ни находились, ощущали пристальное внимание арабов. Некоторые из них знали русский язык, они учились в СССР, в наших институтах. На следующий день мы поехали в местный зоопарк. В небольшом прудике здесь, как нам сказали, находится крокодил, но, к сожалению, увидеть его нам не удалось. Наши ребята смеялись: «В зоопарке арабы интересовались нами больше, чем животными».

В Вавилоне сфотографировались у памятника, символизирующего мощь былого государства. Увидели и одно из семи чудес света — висячие сады Семирамиды, от которых остались одни основания. Наши ребята бродили среди этих развалин, брали различные камушки на память. Камушки из Вавилона! Звучит?! Были в музее старых королевских автомобилей.

Каждый день из отеля уезжали утром, а приезжали вечером. Гуляли по Багдаду. Ходили в кино. Фильм, на который мы попали, оказался интересным. Так мы узнали, что здесь в кинотеатрах курят. Дым стоял столбом, даже экран плохо видно. Совершали мы и речные прогулки по Тигру на катере. Много чего встретили в Ираке, но больше всех запомнился первый день.

Сирия

Вечером 8 февраля мы на самолёте «Боинг — 707» вылетели в столицу Сирии Дамаск. В воздухе находились около 2-х часов. В городе нас должны были встретить представители одной компании, и только мы вышли из самолёта, как тут же к нам подошли двое мужчин. Они и оказались теми самыми представителями. Сойдя с трапа, мы попали под мелкий дождь. Наш гид сказал, что это к счастью, когда встречают в дождь. Из аэропорта нас повезли в отель. После ужина мы разошлись по номерам спать.

Утром, после завтрака, нам сказали, что поедем на экскурсию в действующую мечеть. Путь к ней лежал через большой базар. Чего здесь только не было! Лавочки как будто прилепились одна к другой, они занимали целые улицы, узенькие, тёмные. Благополучно преодолев базар, мы вышли к мечети. Грандиозное, величественное сооружение. Внутри здания нас попросили разуться, а девушкам дали длинную чёрную, как у монашек, одежду. После этого мы пошли осматривать мусульманскую святыню. По середине огромного зала стоял небольшой домик. В нём, как нам сказали, лежала голова Иоанна Крестителя. Возле стен сидели мусульмане и молились, читали Коран. На небольшой высоте над полом находилась площадка. С неё мулла через микрофон читал свою проповедь.

Дамаск — более современный город, чем Багдад. Улицы шире, людей и автомобилей больше. По нему мы гуляли до вечера. Следующий день провели тоже в Дамаске, а затем отправились в Пальмиру. Ехали до неё долго, около 6 часов. Добрались только вечером.

Утром отправились осматривать достопримечательности. Недалеко от Пальмиры увидели развалины старого города. Остался только амфитеатр, на арене которого много веков назад сражались гладиаторы.

Дальше пошли к природной бане, которой уже около 2000 лет. В этом месте протекает горячий источник. Примечательна она ещё и тем, что в ней купался Александр Македонский. Здесь же приняли горячую ванну и мы.

Из Пальмиры отправились в старинный город Фаеппо. Там мы должны были осмотреть замок крестоносцев — величественное сооружение с массивными стенами и бойницами в них. Когда добрались до него, увидели, что окружён он глубоким рвом. По-видимому, сейчас его посещают много туристов. Об этом свидетельствует большое количество надписей на стенах.

Далее наш путь лежал в Тартус — городок на берегу Средиземного моря. Приехали туда вечером. Все сразу же бросились к морю. Многие из нас увидели его впервые. В этот вечер было прохладно, но мы всё-равно решили искупаться. Местные жители смотрели на нас с любопытством. У них ведь в это время зима, и никто уже не плавает.

Утро нас встретило ослепительным солнцем. Море в его лучах было голубым-голубым. Мы опять купались. Потом ходили по берегу и искали разноцветные камушки. После обеда надо было уезжать в Дамаск, чтобы завтра вылететь в Москву. Как не хотелось расставаться с морем. По дороге попали в автомобильную пробку, образовавшуюся из-за столкновения 11 машин. Потеряли в ней 4 часа. Вообще, аварий здесь много. Нередко можно увидеть машину в кювете, лежащую вверх колёсами. Ездят тут очень быстро. Вечером мы были в Дамаске. Последняя ночь в Сирии. Долго не могли уснуть, всё вспоминали.

Утром 17 февраля мы были в аэропорту. Как жаль, что время бежит так быстро. И вот самолёт взял курс на Москву. Объявили, что высота полёта 11 тыс. метров, скорость — 950 км в час, температура в Москве…

А по дому мы всё-таки соскучились. В столице расстались с томскими ребятами и только сейчас почувствовали, как здорово мы сдружились. Вспоминая всё это заново, подумалось, как хорошо тем, кто в этом году будет работать в стройотряде, ведь теперь и у них будет возможность такой поездки.

А. КОРЕПАНОВ,

газета «Советский инженер» Кировского политехнического института.

Сейчас Александр Иванович, вспоминая эти страны, людей, которые ему встречались там, от всей души желает, чтобы мир воцарился на их земле.

 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

69 − = 66