К охране границы приступить!

Павел Иванович Целищев (на снимке) с декабря 1975 по январь 1978 года проходил службу на заставе «Абагайтуй» Забайкальского военного округа.

Не раз обращала внимание на тот факт, что вятским ребятам, может быть, несколько чаще других доверяют охрану границы страны. Это подтвердил и мой собеседник:

– Потому что надёжные! Когда зачитывают приказ о заступлении на охрану государственной границы, испытываешь огромную ответственность. Мой брат тоже отслужил в погранвойсках. Вообще, в мой призыв, например, из Кирова отправили на восток целый эшелон.

Сначала Павел прошёл школу молодого бойца в Приаргунском погранотряде. Затем были восемь с половиной месяцев учёбы в Приморском крае. На заставу «Абагайтуй» он приехал инструктором служебного собаководства.

В подчинении П.И. Целищева находились отделение сослуживцев и питомник с пятью собаками.

В задачи инструктора службы собак пограничных войск входило обучение, регулярные тренировки и содержание животных в соответствии с установленными режимными нормами.

– Следовой подготовке и дрессировке уделялось два-три часа в день, – рассказывает мой собеседник. – Для служебно-розыскных собак была специальная кухня, без соли, скармливали по 450 г мяса в сутки.

Параллельно с работой в питомнике, шла обычная служба:

– Подъём в 13 часов. Затем зарядка. Обед, политзанятия, физподготовка, стрельбы и так далее — по армейскому распорядку. В 19 часов – боевой расчёт. В дозор уходишь часа на четыре. Сон – положенные восемь часов  – передвигается.

Ежедневно раз в сутки дозором обходили Павел Иванович с Бертой 22,5 километра контрольно-следовой полосы на границе с Китаем.

– Кроме того, круглосуточно дежурил в тревожной группе, по сменам проверял ночные наряды, – продолжает он.

Участок границы, по признанию П.И. Целищева, был довольно спокойным. Однако дел хватало. Чаще на контрольно-следовой полосе (КСП) проявлялись косули и зайцы. Бывало, на перекати-поле срабатывала сигнализация.

Пограничники пользовались неизменным авторитетом у местного населения. К ним за наведением порядка и именно за розыскной помощью часто обращались жители соседнего с заставой населённого пункта.

– Случилось чрезвычайное происшествие (будь то нарушение границы или его возможность) – вводится режим усиленной охраны, – вспоминает Павел Иванович. – Бывало, в сутки спали по 40 минут, четыре часа.

В ходе службы не раз проходили встречи со школьниками  – «юными друзьями пограничников», кроме того, приходилось наблюдать жизнь в соседнем Китае:

– По ту сторону границы на поля строем приходили китайцы с окучниками, а отработав, так же, строем, уходили.

Трудно представить себе пограничника без верного пса рядом. Вот и восточно-европейскую овчарку Берту Павел Иванович вырастил и воспитал сам.

Отношения к собаке у пограничника особые.

В дембельском фотоальбоме Павла Ивановича много снимков овчарок, для постороннего взгляда неразличимых, но – не для того, кто работал с ними на протяжении пары лет: вот идёт дрессировка, а вот – верный пёс сидит, преданно глядя на хозяина.

За время службы собака и инструктор стали единым целым.

– Я на заставе – Берта на заставе, я на границу – собака со мной. Как-то раз, – вспоминает Павел Иванович, – случилось по семейным обстоятельствам на две недели уехать домой. Вернулся – собаку не узнал: длинная и худая. Оказывается, без меня к еде не прикасалась, голодала.

Когда подошло время демобилизации, тяжело было расставаться не только с сослуживцами.

– Собаки в армии – те же военнослужащие. Только срок службы у них дольше – лет восемь. Уже передал Берту вожатому, который будет служить с ней дальше. Просыпаюсь утром – Берта лежит рядом с моей кроватью. Как смогла выбраться из питомника и убежать – не знаю!

На мой вопрос, почему служить пришлось чуть дольше двух лет, Павел Иванович ответил:

– Пока смену себе не приготовишь, со службы не отпустят! Отслужил без ЧП. Воспоминаний много. До сих пор помню, как жарили картошку. Уже «дедами» были. Армия – такое братство! И сейчас за стол один не сажусь, кусок делю на всех.

Как свидетельствует написанная начальником заставы старшим лейтенантом В. Булиным характеристика на старшину П.И. Целищева, за время службы Павел Иванович 16 раз поощрялся командованием заставы.

После армии была работа каменщиком, мастером в МСО, затем – вахтами на севере. Сейчас Павел Иванович на заслуженном отдыхе.

Подрастает внук, проявляет интерес к воинской службе деда  – дембельский альбом уже просмотрен им не один раз.

– Буду пограничником! – уверенно говорит он.

Наталья ЗЕВАХИНА,газета  «Арбажские вести»

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1