Как Таисия Марьина оставила «Горький» ради Стрижей

В этом году стрижевской долгожительнице Таисии Павловне Марьиной исполнится 98 лет. Полушутя, полусерьезно она порой спрашивает у врача: «Как же я буду умирать, ведь у меня ничего не болит?». А в ответ всегда слышит: «Надо жить и жизни радоваться»…
Наша работа нам часто снится. Так и в этот раз, перед тем, как отправиться к Таисии Павловне, мне приснилось, что никак не получается сфотографировать ее большое семейство, хоть как их не усаживала. Но это был сон, и уж с явью не может быть связан – так думал корреспондент, отправляясь на задание редакции.
На пороге встретили три радушных женщины, одна из которых сама хозяйка Таисия Павловна, а две другие – ее снохи: Алевтина Меркульевна и Галина Петровна. А на самом видном месте, со стены на всех нас смотрел групповой фотопортрет в рамке. Вот тебе и большое семейство. Расположились Марьины и их потомки в два ряда, улыбаются фотографу. Правда, нет уже на земле обоих сыновей Таисии Павловны, но родные очень стараются скрашивать ее престарелые годы.
В детстве и юности Таисия нигде не бывала дальше своей Большой Булдачихи, а замуж вышла за парня из соседней деревни. Вместе с Василием они прожили недолгую жизнь, в первый же год войны мужа забрали на фронт, а в марте 1942-го пришло извещение, что пропал без вести подо Ржевом их сын, муж и отец. Вместе оплакивали его – Таисия, которая под сердцем носила второго ребенка Василия, и его мать Мария Прокопьевна, впоследствии ослепшая от слез, выплаканных по трем погибшим на фронте сыновьям.
Таисия продолжала работать в своем колхозе «Горький», а жить решила одна с мальчиками, подумав, что кому она нужна с чужими детьми. Окончила курсы трактористок, да поездить на стальном коне не пришлось, доверяли только мужчинам. Она, как и другие несостоявшиеся трактористки, управляла плугом.
Мало платили в колхозе, по словам Таисии Павловны, и решила она в 1943 году уйти за заработком, хотя бы временно, на железную дорогу. А так получилось, что путеобходчиком и осталась. На вопрос: «Трудно ли приходилось?» она отвечает: «На железной дороге легкой работы нет».
С сыновьями им дали угол в казарме, хоть и дружно жили со свекровью, но все-таки свое жилье. А потом переехали в Стрижи. До самой пенсии трудилась на «железке», ремонтировала пути наравне с другими женщинами. Мужчина в коллективе был лишь мастер – Шихов Афанасий Поликарпович.
– Как это паровозы не падали, все время удивлялась я, – рассказывает Таисия Павловна, – ведь настолько хлипкими казались пути, часто появлялись трещины на рельсах, а мы их перевязывали металлическими бинтами.
Последние пять лет до выхода на заслуженный отдых Таисия Павловна работала дежурной на железнодорожном мосту. Мимо нее проезжали и такие магистральные товарные паровозы, как «Серго Орджоникидзе» и «Лебедь», «Лебедянка», прозванная так в честь советского инженера. А паровозы ходили благополучно и не падали, и все это благодаря честному труду вот таких простых и терпеливых женщин.
Татьяна ТРУХИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 3 =