Вся жизнь в труде

Лидия Михайловна Смолина (на снимке) родилась и выросла в д. Меркурьево Корминского сельсовета Арбажского района, в которой в то время, восемь десятков лет назад, было 60 домов.

Родители работали в колхозе. В молодой семье было двое детей. Ждали ещё пополнение.

Мирную жизнь взорвала Великая Отечественная.

Старшей из детей, Лидии, тогда ещё не исполнилось и четырёх лет.

– Помню, как провожала отца в Арбаж. Оттуда его на фронт забрали, – вспоминает Лидия Михайловна, и в её глазах появляются слёзы.  – Обернулся, говорит мне: «Слушайся маму!».

Это были последние слова, услышанные дочерью от него.

Уже после войны земляк и однополчанин отца, вместе с ним попавший в окружение, но бежавший, а потому оставшийся в живых, рассказывал: «Я его, Мишку вашего, звал с собой, а он не пошёл. Там и остался!». Горько и больно было слышать эти слова родным.

Отец погиб в 1942-м под Гродно, в Белоруссии. Там, на стеле над братской могилой увековечены его фамилия и инициалы.

Жизнь в Меркурьево в годы войны ничем не отличалась от жизни в других деревнях. Так же трудились все от мала до велика во имя Победы, также голодали и мужественно переносили все трудности.

Вот и Лидия, помня наказ отца, как могла, помогала матери.

– Я водилась с младшей сестрёнкой. Мама на дворе колхозном стряпала, и мне доверяла доить коров, которые посмирнее, – рассказывает собеседница. – Работа вся велась вручную. Таскали воду с речки, грели её… Нелегко было.

В это нетрудно поверить: девочке на конец войны ещё не исполнилось и девяти лет!

Работа-работой, кроме неё была ещё учёба. Четыре класса школы Лида закончила в родной деревне, семилетку – в Кормино.

– Всё пешком бегали. В восьмой класс стали ходить в Сорвижи, за семь километров. Учились во вторую смену. Обратно возвращаться страшно: лес от Вохмы до Шишкалей тёмный, бегом бежали наперегонки – боялись волков и медведей.

– Все жили трудно, – продолжает Лидия Михайловна.  – Кисленку, песты, куколь ели… Хорошо, у нас была тётка богатая, она помогала, кормила. Дед по маме был живой, помогал по хозяйству. С ним дрова пилили, например.

Послевоенные годы были тоже непростыми.

Чтобы содержать семейство, мать отправляется на работу в Сорвижи, в «Заготзерно», там семье дают квартиру.

– Младшие учились в школе, а мне так и не пришлось окончить восемь классов, – говорит Лидия Михайловна. – Маме было тяжело нас поднимать, я пошла работать. Стала лаборантом в «Заготзерне», брала пробы на влажность, сорность.

Работали все самоотверженно. По-другому было просто нельзя.

– Пока баркас зерном не нагрузишь полностью, из отсека не выйдешь, – вспоминает рассказчица. – Сутками не выходили, чтоб простоев не было.

Именно благодаря работе в «Заготзерне» отправилась Лидия Михайловна на целину.

– Году в 1953 – 1954 был большой урожай зерна,– вспоминает она. – Нас командировали в Хабарский район Алтайского края. Вы б только видели, какие там поля – без конца и без края! Бурты зерна под открытым небом были здоровые, глазом не окинешь. Мы грузили зерно в вагоны.

Сезонная работа не устраивала девушку. Перешла на Шембетский льнозавод. Шесть лет отдано различным этапам производства на этом предприятии.

Там познакомилась с будущим мужем Николаем, который работал шофёром. В 1959 году молодые сыграли свадьбу.

Слушая рассказ о трудовом пути этой женщины, понимаешь, что её руки не гнушались никакой работой: хоть зерно перегребать тоннами, хоть за скотом ходить, хоть хлеб печь.

– Девка-то я была отчаянная, – признаётся Лидия Михайловна. – Куда зовут – туда иду, ничего не знавши.  – Смеётся. – Позвали б губернатором – и туда б пошла!

Десятилетие её жизни посвящено совхозу «Смолинский».

– Скот принимала на мясо. Взвешивала, определяла упитанность. Отправляла на мясокомбинат, бывало, по три-четыре машины по графику. Самой приходилось сопровождать машины. Работала кассиром и бригадиром…

Потом пригласили в райпо товароведом.

– Пять лет отдала этому делу. Возили в магазины продукты, мебель из Шабалино, другие товары. Пришлось поработать и продавцом.

Из райпо в 1992 году и ушла Лидия Михайловна на заслуженный отдых. Заботы о доме и семье, помощи трём дочкам не покидали. Хозяйство было большим:

– Корова, телята, поросята… Выкормим, сдадим – купим обновы. Так и выживали.

Ухаживая за больным супругом, продолжала заменять в сезон отпусков работников почты, скотного двора – всё «плюс» к небольшой пенсии.

– Сейчас, – признаётся юбилярша, – здоровье уже совсем не то. Не могу. Раньше вязала много, теперь пальцы не слушаются. Смотрю телевизор, газету вот читаю…

В эти дни Лидия Михайловна отпразднует свой 80-летний юбилей. За праздничным столом соберутся дети и внуки, подруги. В честь юбилярши будут звучать поздравления и тосты, будет много подарков и приятных моментов.

Здоровья Вам, Лидия Михайловна, и долгих лет жизни, согретых теплом родных и близких!

Наталья ЗЕВАХИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 4 = 4