Давний подписчик, благодарный читатель и очень хороший человек

Житель села Кормино Арбажского района Абрам Гергардович Теске  отпраздновал свой 90-летний юбилей.

Сотрудникам Арбажской районной газеты накануне одним из первых удалось побывать у юбиляра, чтобы от души поздравить его с праздничной датой, пожелать здоровья и благополучия давнему подписчику и нашему благодарному читателю, а заодно и послушать рассказ о долгой и очень не простой судьбе убеленного сединами человека. Справедливости ради стоит заметить, что эпизоды из жизни этого интересного для газетчиков собеседника в разные годы не раз находили достойное отражение на страницах «районки» и были очень интересны нашему читателю. Каждый раз своим повествованием Абрам Гергардович мог затронуть струны души моих коллег так, что этот волнительный момент совершенно по новому находил свое отражение на страницах газеты, обрастая  новыми событиями из биографии этого человека. Вот и при очередной встрече я ожидала услышать рассказ о судьбе человека, опаленной знаковыми событиями истории нашей страны, галопом прошедшими по людским судьбам. Но собеседник, словно опережая ход моих мыслей, предупредил: «Сегодня будем говорить только о приятном. Не хочу бередить старые раны». Пусть будет по-вашему!

Откуда ваши «корни»?

Абрам Гергардович, как и его предки, принадлежит к поволжским немцам, берущим своё начало от потомков переселенцев германских государств, которые в 19 веке на основании манифестов Екатерины II расселились в Нижнем Поволжье, а позднее получили территориальную автономию, и тому есть своё историческое подтверждение. В Сибири, где родился Абрам Гергардович, поселения немцев были распространены повсеместно, а порой даже включали в себя по несколько деревень, население которых бережно хранило свою самобытность и национальную культуру. По воспоминаниям рассказчика, в каждом из них, начиная с начальной школы, культивировался немецкий язык. На русском свободно могли разговаривать только единицы из его земляков. Вот и сам он выучил буквы русского алфавита, научился свободно разговаривать и писать только благодаря стараниям жены, уроженки Арбажского района Марии Дмитриевны. Но, несмотря на все её старания, спустя  даже десятки лет, в говоре моего собеседника всё так же явно слышится несвойственный для нашей вятской глубинки акцент. При этом, как отмечает он сам, с присущим только ему наречием.

Об этом наречии он не раз размышлял на досуге: обращал внимание на то, что не может понять речь своих соплеменников из Германии. Общаясь с племянником, капитаном дальнего плавания, дал ему задание любым способом узнать об этом наречии подробно. Спустя годы, тот, побывав во многих странах, дал ответ, что данное наречие специфично для немцев, проживающих на границе Австрии и Швейцарии.  Именно оттуда, по всей вероятности, и корни всего рода Теске.

Через годы, через расстояния

Из многодетного семейства Теске, состоявшего из 11 человек, в настоящее время живы и здоровы только двое: Абрам Гергардович и его 96-летняя сестра Мария Гергардовна, проживающая в Германии. Последний раз воочию им удалось увидеться сорок лет назад. С помощью скайпа у них появилась возможность общаться еженедельно, делясь друг с другом новостями и маленькими радостями. На свете ближе и роднее друг друга у них никого нет!

Родители

Отец – Григорий Иванович попал под расстрельную статью ёще в 1937 году только за то, что, будучи председателем коммуны, не сдал часть хлеба государству, схоронив его в земляных ямах под пологом леса. Благодаря его хозяйской жилке удалось избежать многих смертей, и голод обошел деревню стороной. А спустя время нашёлся и тот, кто, не помня благодарности, написал анонимку на Григория Ивановича. Да-да, вы не ошиблись, именно на Григория! Дело в том, что, когда его сын Абрам получал паспорт, уполномоченный, выдавший документ, в недоумении вскинул брови: «Какой еще Григорьевич? У немцев и имени-то такого нет. Будешь Гергардовичем!» Так все девять детей поволжского немца Ивана Григорьевича Теске стали Гергардовичами и Гергардовнами.

Его мать, Маргарита Яковлевна, невзирая на обиду, затаенную в сердце на несправедливость советской власти, с гордостью на протяжении всей жизни несла своё высокое материнское предназначение, едва успевая разгибать спину от тяжелой работы в сельском хозяйстве. Спустя много десятков лет её сын до сих пор помнит аромат свежего домашнего хлеба, замешанного пополам с травой её руками. Бедность и нищета, сопровождавшие семью долгие годы, не давали чувства сытости и достатка. Жили настолько бедно, что вкус настоящего белого хлеба Абраму Теске впервые удалось распробовать только после Великой Отечественной  войны. Именно тогда он впервые узнал о том, что хлеб бывает ещё и пшеничный.

Курьёзный случай

Не часто в нашей жизни встретишь человека, который может похвастаться тем, что отмечает день рождение дважды. Один из них – мой собеседник. В 45 лет, когда он менял паспорт, то специалист в графе «дата рождения» по ошибке вместо 9 ноября записала его 22, мотивируя тем, что ошибки в регистрации документов всё же случаются. Спорить он не стал: зачем лишний раз беспокоить хорошего человека, к тому же есть повод дважды почувствовать себя именинником. С тех пор  – два дня рождения в год, а нынче еще и два юбилея с разницей почти в две недели.

И это всё она

С будущей женой, уроженкой деревни Яранск Корминского сельского совета Марией Дмитриевной, они познакомились в шахтёрском городке Прокопьевск, на Кузбассе. Молодой человек в это время трудился на шахте имени Сталина, а она, девушка из вятской глубинки, оказалась здесь по вербовке. Встреча молодых людей состоялась благодаря другу Абрама, пригласившего его в гости. После знакомства тем вечером, с Марией они были неразлучны 56 лет.

На протяжение года молодые люди посещали театры, ходили в кино, гуляли по ночному городу, взявшись за руки, прежде чем последовало предложение руки и сердца. Так создалась новая советская семья. После женитьбы Абрам и Мария сняли небольшую комнатушку, где из всей мебели были только кровать, стол и одна табуретка. Этого было достаточно для того, чтобы чувствовать себя счастливыми. Более пятнадцати лет Абрам Гергардович трудился мастером буровой машины, опускаясь каждую смену на 300-метровую глубину ствола шахты. Мария была домохозяйкой. В забой вместе с ним уходили еще 11 человек. До каждого из шахтёров на 30 участках шахты доводилась определенная норма выработки каменного угля, а для этого нужно было пройти отбойным молотком не менее 20 метров породы. Когда на смену ручному труду пришла механизация, стало намного проще, но и норма прохода для каждого из шахтёров с 20 метров увеличилась до 120.

За годы работы в шахте у Абрама Гергардовича дважды случились внештатные ситуации, когда его жизнь была погранична со смертью. Каждый раз, как признается сам, его, поломанного и покалеченного, выхаживала  и ставила на ноги Мария Дмитриевна. На протяжении всей жизни он был подле неё, а она следовала за ним.

Семейная идиллия супругов оборвалась много лет назад: больную жену Абрам Гергардович не оставлял ни на минуту, всей душой надеясь на её чудесное выздоровление. Не случилось… Коротает свой век в одиночестве. Господь не дал им детей, а они так хотели видеть своё продолжение в детях и внуках. Ещё по молодости лет хотели усыновить ребёнка из детского дома, да, опасаясь людских пересудов, так и не решились. Просто жили, заботились и ловили дыхание друг друга.

На Вятке свои порядки

На малую родину знакомить с родителями молодая жена повезла мужа после регистрации брака. Отстукивая заданный ритм, поезд всё дальше уносил их от обжитых мест. Добрались до железнодорожной станции города Котельнич, дальше – попутным обозом лошадей, груженный мешками. Перепачканные мукой, с чемоданами в руках, в кромешной зимней ночи по пояс лезли по сугробам, прежде чем оказались в хорошо натопленной крестьянской избе родителей. Как и полагается, на следующий день тесть, обрадовавшийся долгожданному приезду гостей, поспешил познакомить зятя с местным населением. Вспоминая приятность этого момента, Абрам Гергардович отмечает, насколько был скуден быт деревенских жителей, но широка душа: в каждом доме его приветствовали рюмкой самогона. Попытавшийся возражать на безмерную гостеприимность,  он получил в ответ фразу: «На Вятке свои порядки!» Поволжскому немцу ничего не оставалось делать, как не лезть на рожон.

Свои, местные

В 1963 году супруги Теске и вовсе поселились на малой родине Марии Дмитриевны. Решение приехать сюда было не спонтанным: по состоянию здоровья Абраму Гергардовичу было суждено сменить род деятельности, а для проживания выбрать местность, затерявшуюся в сосновых и еловых лесах. Переехав в деревню Яранск, ставшую родной, и здесь он не остался без дела. Пошёл работать в сельское хозяйство, не считаясь с тем, какой наряд получал на разнарядке. Вспоминая первый рабочий день, отмечает, что занимался размолом зерна и его перевозкой. Устал так, что к вечеру ныло все тело, едва волочил ноги, а заработал всего 20 копеек (ровно на одну булку черного хлеба). Вот это заработок! Еще долгое время бывший шахтер недоумевал от того, насколько низкооплачиваемым был труд в сельской местности, но никуда не денешься – приехал, значит живи по заведённым порядкам.

Последние годы трудовой биографии Абрам Гергардович работал конюхом. О специфике своего труда до сих пор вспоминает с доброй улыбкой: до самозабвения любил этих верных и ласковых животных, настолько, что развенчал  миф об их непослушании. Есть неумные люди, утверждает он. А в качестве примера рассказал о том, что при хозяйском и заботливом подходе к табуну лошадей, те из года в год стали приносить приплод. Раньше как было: придёт кто-нибудь из деревенских, возьмёт кобылу под уздцы и айда огород пахать, сено или дрова возить. Новый конюх установил свой порядок: без его ведома ногой в конюшню ни-ни! Много шишек набил и вызывал непонимание местных жителей он своей немецкой педантичностью, но всё же настоял на своём. С тех пор прошло много лет, годы пролетели, словно ретивый табун коней. Остались одни воспоминания…

С юбилеем!

За эти годы прижился Абрам Гергардович среди местного населения, заслуженно пользуется уважением и вниманием. Для всех он – Абрам Григорьевич, а о Гергардовиче мало кто знает.

Уверена, что сегодня за праздничным столом юбиляр принимает множество поздравлений с наилучшими пожеланиями добра и здоровья. Весь коллектив редакции районной газеты от души присоединяется к ним: продолжайте оставаться нашим подписчиком, благодарным читателем и очень хорошим человеком.

Ольга Ворожцова

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 2