Установление Советской власти в Арбаже: как это было?

Ровно век назад, в октябре 1917 года, в России произошли события, без преувеличения, изменившие мир. Как происходило становление Советской власти на нашей земле? Обратимся за ответом к краеведам Арбажского района, воспоминаниям земляков.

Вот как пишет об этом событии И.М. Шевнин в «Очерках истории посёлка Арбаж».

«В Арбаже сразу после Октябрьской революции Советы не были созданы, и на протяжении трёх-четырёх месяцев после Октября власть в волости принадлежала управе Временного правительства.

Большую помощь большевикам в переходе власти к Советам оказывали солдаты-фронтовики, демобилизованные из царской армии, нередко участвовавшие в Октябрьском перевороте на фронтах, в крупных промышленных центрах. Они чаще всего и являлись инициаторами и организаторами Советской власти на местах.

Советская власть в Арбаже была установлена в феврале 1918 года. Волисполком возглавил Метелёв (инициалы неизвестны).

Молодая власть сразу же конфисковала дома и магазины купцов А.Я. Сысоева, И.А. Безденежных, А. Белова, проводила в жизнь принятый Вторым Всероссийским съездом Советов «Декрет о земле». В соответствии с ним, в деревне Арбаж была переделена земля по едокам, и весенний сев 1918 года проводился на переделённой земле.

В апреле – мае того же года многие коммунисты-организаторы Советской власти в Арбаже по мобилизации ушли на фронты Гражданской войны. Воспользовавшись этим, эсеры в условиях обострения продовольственного кризиса усилили контрреволюционную агитацию. В Арбаже и волости начались антисоветские выступления. Кулаки разгромили волисполком Арбажской волости, беспощадно избили его председателя.

И только в конце мая 1918 года в связи с переменой руководства уезда и прибытием отряда Красной Армии контрреволюция была подавлена.

Вторично в Арбаже устанавливал Советскую власть отряд под командованием Михаила Ивановича Антакова, уроженца деревни Миничи, члена партии большевиков с 1915 года.

В здании №16 по улице Свободы (теперь здесь располагается лаборатория поликлиники районной больницы) состоялся волостной сход. Яркая речь Антакова способствовала тому, что большая часть схода пошла за большевиками. Михаил Иванович был назначен чрезвычайным военным комиссаром и председателем ревкома.

Ревком в 1918 году работал в здании № 10 по улице Свободы (в наше время –  фотосалон). Был избран новый состав волисполкома во главе с Иваном Фёдоровичем Смирновым. Иван Фёдорович – коренной арбажанин, всю жизнь проработал в советских органах волости и района, умер в 1952 году, будучи председателем райплана.

Волостная партячейка состояла из пяти человек. Секретарём её был избран Павел Андреевич Сысоев. Коммунисты партячейки возглавляли все ведущие организации и учреждения волости, активно руководили Арбажской ячейкой РКСМ.»

Об организации комсомольской ячейки подробно рассказывает в 1968 году в «Воспоминаниях о работе в деревне комсомольских организаций и комсомольцев под руководством Котельничского УКОМа комсомола в период с 1918 по 1930 годы» И.Ф. Чарушин. Он в 1918  – 1919 годах учился в Арбажском высшем начальном училище, а потом был председателем Чистопольского волисполкома (д. Пишнур).

«Вскоре после установления Советской власти в Арбаже в 1918 году, при Арбажском высшем начальном училище организуется социалистический союз учащейся молодёжи. На проведённом собрании записалось 33 человека, выбрано бюро из трёх человек. Председателем союза стал Серафим Молчанов, секретарём и казначеем избран был я.

Развернулась большая и кропотливая работа среди учащейся молодёжи. Организованы были при училище и работали: драмкружок, кружок пения, широко развёрнута самодеятельность.

Социалистический союз учащейся молодёжи просуществовал всего два с половиной месяца, его деятельность не удовлетворяла требованиям того времени, дальше… стен школы работа союза не выходила.

В том же 1918 году на празднование дня Октябрьской революции в Арбаж прибыли из уездного Котельничского отдела народного образования два коммуниста, Пипарс и Баранов. Пришли они и к нам в высшее начальное училище, мы окружили их вниманием, началась активная беседа, закончившаяся множеством вопросов и ответов на них.

Когда они узнали от нас, что был создан при училище социалистический союз учащейся молодёжи – тут же посоветовали вместо этого союза организовать комсомольскую организацию и разъяснили нам идейные цели и задачи комсомола, как активного помощника партии коммунистов.

Не так просто было организовать в то время комсомольскую организацию, мы встретились с рядом трудностей.

На второй день после их отъезда созвали бюро союза, обсудили вопрос об организации комсомола. Поскольку бюро занимало для работы помещение при училище (на улице Октябрьской райцентра в настоящее время после пожара сохранилась лишь нижняя, кирпичная часть здания), надо было с инспектором согласовать вопрос об этом помещении для работы комсомольской организации.

Я говорю Серафиму: «Пойдём к инспектору, поговорим о помещении».

Инспектор Сергей Павлович был очень строг, требователен, дисциплину в училище держал, но и был груб, иногда зол. Если во время урока ему кто плохо отвечал, он… обзывал, давал прозвища и оскорбления.

Такое отношение к учащимся создавало нездоровую обстановку, озлобление, недовольством поведением инспектора. Молчанов и я подошли к двери комнаты, где был его кабинет, и где он жил – на нижнем этаже школы.

Тихо постучали в дверь. Было… семь часов утра. Дверь открывается, он смотрит на нас и строго спрашивает: «Что вам?» Мы, малыши, – Молчанову было 14 лет, мне – 15 – сразу вместе произнесли «Сергей Павлович, мы хотим организовать в училище комсомольскую ячейку».

Больше он нам не дал выговорить ни одного слова – обрушился на нас, говорил: «Ах вы, пакостники, пока вас не было в училище, был порядок. Понаехали откуда-то, разводите беспорядки». Прямо нам плюнул в лицо, сказал: «Вон из училища!» и захлопнул за собой дверь кабинета.

Мы были в страшном недоумении, протирая себе лицо рукавами.

Я говорю: «Пойдём, Серафим, в отдел народного образования». Пришли туда и доложили с возмущением о случившемся происшествии заведующему отделом образования Арбажской волости Александру Тимофеевичу Гагаринову…

14 ноября 1918 года состоялось общее собрание учащихся. Проводил это собрание зав. РОНО тов. Гагаринов А.Т. Собрание было бурное, много выступающих, одни высказывались о грубости инспектора к учащимся, заявляли убрать его из школы, другие –  об оскорблениях с его стороны, что он контра, арестовать его, некоторые выкрикивали: «Расстрелять его». Обстоятельства об инспекторе училища были на собрании уточнены.

Инспектор Сергеев Сергей Павлович после этого арестован и снят с работы за контрреволюционный выпад.

20 ноября 1918 года состоялось общее собрание, на котором был сделан доклад «О целях и задачах комсомола». Объявлено об организации Арбажской волостной комсомольской ячейки. Началась запись членов союза учащейся молодёжи. Из 32-х человек, присутствующих на собрании, в комсомол вступили девять. Тут же было выбрано бюро из трёх человек, председателем стал Молчанов Серафим, а секретарём избран я.

Так организационно оформлена была первая Арбажская волостная комсомольская организация…

На 1 января 1919 года насчитывалось уже 20 комсомольцев, рост был в основном за счёт деревенской молодёжи.»

Далее читаем в «Очерках истории…»: «Комсомольцы проводили культурно-просветительную работу среди молодёжи села и близлежащих деревень, завоевали большой авторитет, ряды ячейки пополнились новыми членами комсомола.

Коммунистам, комсомольцам и волисполкому приходилось заниматься разнообразными вопросами жизни села и волости, разъяснять внешнюю и внутреннюю политику большевистской партии и Советского правительства, снабжать бедноту семенами, инвентарём, скотом, обеспечивать продовольствием города и пополнением – Красную Армию.»

И.Ф. Чарушин в своих воспоминаниях продолжает.

«Не забываем случай. В Арбаже в воскресный день осени 1918 года около церкви коммунисты организовали митинг. Много было на митинге сельской молодёжи, комсомольцы, народ из деревни.

Митинг открывают комиссар, уроженец деревни Миничи… (фамилию его не помню) – властное лицо, высокий ростом, лет сорока, плечист, как богатырь, и Гагаринов Александр Тимофеевич из села Арбажа – молодой, стройный мужчина, блондин, лет 30.

На площади сразу водворилась тишина, когда вдруг на трибуне увидели появившегося священника.

Первым слово было предоставлено попу Владимиру –  священнослужителю  Арбажской церкви. Стоял он на паперти, у входа в церковь, как на трибуне. Подняв … руки вверх, начал говорить: «Миряне, я пятнадцать лет служил богу и людям – обманывал вас, что бог есть. Перед вами я клянусь о том, что на свете никакого бога нет, это все придумано самим же человеком. Я отрекаюсь от бога и от церкви и снимаю с себя эту ризу и священный сан».

По площади прокатилось громкое «Бис», «Бис».

Слово берет комиссар и произносит речь о происхождении религии. Заканчивает эту речь словами Ленина, что «религия, это есть опиум для народа», как яд, отравлявший сознание людей. И тут же сразу вносит предложение: «Кто за то, чтобы закрыть церковь? Поднять руки!»

С шумом поднялись в воздух руки.

Церковь была закрыта, а поп Володя, у которого было восемь детей, больше не приходил в училище преподавать закон божий. Советская власть дала ему возможность зарабатывать хлеб честным трудом, он был назначен бухгалтером в советское учреждение.»

Конечно, это только незначительная часть информации, хранящаяся в архивах района. Формат газеты не позволяет разместить всё. Тем не менее это факты столетней давности из жизни наших земляков, а потому в дни празднования 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции они приобретают особую актуальность.

Наталья ЗЕВАХИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

61 − 55 =