Труд создал человека из обезьяны

Этот вывод немецкого философа Ф. Энгельса не раз повторяли мне и моим одноклассникам, школьникам 1980-х, наши педагоги. А потом с улыбкой замечали, что, мол, процесс может происходить и в обратную сторону.

Без сомнения, трудовое воспитание школьников в СССР было на высоте.

Мы, дети, в те годы просто об этом не задумывались. Общественно-полезный труд, разного рода поручения воспринимались нами отнюдь не как тяжкое бремя, а как возможность вместе провести время, неформально пообщаться между собой и с учителями, а порой и по уважительной причине пропустить уроки. Так сказать, они сочетали приятное с полезным.

Конечно, основным нашим трудом была учёба. И, надо сказать, учился наш класс всегда неплохо. Конечно, были в нём и отличники, и неуспевающие (не всем же быть академиками!).

Успехи в учёбе поощряли. Двое моих одноклассников, которые стабильно хорошо учились и были активистами-общественниками, отдыхали в знаменитом на всю страну пионерском лагере «Артек», попасть куда было почётно.

Лично мне за отличное окончание начальной школы родители купили велосипед. Большой. Дамский, с низкой рамой. Стоил он по тем временам недёшево – почти месячную папину зарплату. Вместе с этим велосипедом я не раз попадала в разные переделки: мы, бывало, «измеряли глубину» придорожных кюветов, и через руль я летала…

Слегка деформированная обтяжка сиденья, новые камеры и местами облезлая краска – пожалуй, все изменения, произошедшие с ним с той поры. Уверена, ни один из современных велосипедов не выдержит такого срока эксплуатации. Ведь даже сейчас, спустя три с половиной десятка лет, с удовольствием кручу его педали, наматывая километры по асфальту дорог района, кстати, тоже впервые проложенному у нас во времена СССР.

Учёба – дело для школьников само собой разумеющееся. В свободное от уроков время мы занимались трудом на пользу обществу. Нам много чего доверяли, что поручали.

Наверно, начиная с пятого класса, каждую осень школьники помогали колхозам и совхозам в уборке урожая.

Как мы любили это время! И ведь не день и не два ходили «в колхоз» по хорошей погоде – по месяцу, а то и больше. Удивляюсь, как догоняли потом школьную программу? Но ведь как-то догоняли: справлялись с контрольными, сдавали экзамены, поступали в вузы!

Насколько помню, наш класс редко отправляли на уборку турнепса или картофеля. В основном работали на льне. Почти наравне со взрослыми!

В один год был особенно хороший урожай «северного шёлка», и я, например, за работу «в колхозе» получила почти мамину зарплату врача – 115 рублей! Деньги честно, без сожаления, отдала родителям: как-то не было особой потребности в карманных расходах.

Помнятся ещё выходы классом на близлежащие фермы один-два раза в год. Там мы чистили стойла, кормовые столы, прибирали территорию – словом, оказывали посильную помощь.

В старших классах зимой, было дело, по графику четвёрками по два дня работали на животноводческом комплексе в Лобастах. Вставать приходилось очень рано, по-моему, часов в пять. Нас это не огорчало: на два дня мы освобождались от уроков! Сейчас даже сложно вспомнить, чем мы занимались, кроме кормления животных и наведения порядка в комплексе. А вот то, что по пути на ферму и по дороге домой нашими были все сугробы – это точно! Впечатлений уйма!

В летние каникулы старшеклассников ждал целый план мероприятий: кроме практики в школьном саду, нужно было месяц где-либо поработать, заготовить столько-то веников для общественного овцеводства или посадить плановые сосенки-ёлочки, сдать килограмм лекарственных трав… Предпринимались все меры, чтобы мы были заняты делом, не только отдохнули, но и провели лето с пользой.

Так, за летние каникулы в школе мне удалось попробовать себя в роли санитарки детской консультации, библиотекаря и даже корректора в районной газете. Согласитесь, неплохой жизненный опыт!

Кроме того, старшеклассники выезжали в летний трудовой лагерь, располагавшийся в деревне Коктыш, и работали на полях и фермах колхоза «Россия».

Как-то осенью наш класс собирал, сушил рябину и сдавал её в «Заготконтору». Как нас замотивировали на этот «подвиг» – не помню, да это и не так важно. На заработанные деньги предложили «дефицит» – импортные стирательные резинки в ярких футлярах в виде зайцев и, по-моему, котят. Карандаш они стирали отвратительно, зато были такими ароматными!

Про сборы металлолома и макулатуры уже говорилось не раз. Мы соревновались друг с другом, с параллелью, классами школы, а потому старались изо всех сил. Искали, находили, тащили в школу…

Наши родители к такой занятости относились спокойно, с пониманием, поощряли и помогали.

Многие из нас в старших классах работали в личных подсобных хозяйствах на сенокосах. Это было нормой!

В Арбаже в 1970-х – 1980-х в частном секторе было пять огромных стад коров. До сих пор помнится, как было трудно переждать гурт, идущий с выпаса вечером по улице. Мало того, что и так время в детстве тянется еле-еле, так ещё и коровы – не самые энергичные животные.

Родители поручали мне покупать молоко и хлеб. Выдавался рубль и бидон: три литра молока – 72 копейки, остальное – на булку хлеба (белого  – по 26 или 28, чёрного – по 14, 16 или 18 копеек). Иногда выкраивалось на булочки по четыре копейки, а на сдачу давали коробок спичек (1 копейка).

В памяти возникают очереди… С разграничениями по сезонам. Теперь понимаю, почему. Очередь за молоком вспоминается всегда по снегу: змейкой перед магазином, рыхло – в нём самом. Коровы в эти месяцы в частном секторе были в запуске. Очередь за хлебом всегда летняя – «до столба», а, бывало, и до середины расстояния между нынешними кафе «Янтарь» и администрацией городского поселения. При этом ещё и в самом магазине яблоку негде было упасть. Видимо, так происходило, потому что гостей в посёлке в летние месяцы прибывало.

Ушёл за молоком-хлебом – пропал на полдня, как минимум.

И, что интересно, у нас всегда было время ещё и на занятия «для души».

Я благодарна родителям за то, что мне никогда не запрещалось посещать любые кружки и секции. Попробовала себя в вязании, шитье, фотографии, танцах и даже в кукольном театре, а также в лыжах, волейболе и баскетболе. За плечами три класса музыкальной школы.

У меня и моих сверстников во времена СССР была замечательная возможность найти себя в чём-то ещё, кроме учёбы, выбрать то, что нравится. Кажется пустяк, а на самом деле, психологи считают, что занимаясь любимым делом, хобби, человек чувствует себя счастливым.

Как только мы всё успевали? Не знаю. Но успевали!

В конечном итоге – без ущерба для учёбы. Подтверждением тому является следующий факт. Из 30 моих одноклассников, закончивших курс средней школы, все получили профессиональное образование, в том числе 16 – высшее. Сейчас можно с уверенностью сказать, что из нас выросли неплохие люди, грамотные специалисты, нашедшие своё место в жизни.

Благодаря множеству коллективных дел наша дружба выдерживает испытание временем. Собираясь сейчас на встречи одноклассников, мы вспоминаем, как, думается, и вы, уважаемые читатели, не сами процессы учёбы и труда, а весёлые случаи и разного рода приключения, которые сопутствовали им. И… Сочувствуем нынешним школьникам.

Наталья ЗЕВАХИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

80 − 79 =