А сколько их, пропавших без вести?

Этому, пожелтевшему и изрядно потрепанному клочку бумаги с едва разборчивым почерком химическим карандашом, который сейчас вы видите перед собой, без малого 76 лет!

В ноябре прошлого года эту записку удалось извлечь из медальона солдата, уроженца деревни Красногорье Шараницкого сельского совета Арбажского района Марка Аввакумовича Долгополова, погибшего в сентябре 1941 года под Смоленском.

Спустя десятки лет после гибели красноармейца от шальной вражеской пули, его останки вместе с медальоном удалось поднять участникам поискового отряда Московского Государственного Университета «Вымпел», чтобы их идентифицировать и захоронить с почестями.  А сколько их, пропавших без вести, осталось на полях сражений, упавших в последней атаке? По  некоторым  данным – сотни  тысяч  человек.

Вернемся к найденному медальону – редкому случаю, когда с помощью небольшой капсулы и записки, содержащейся в ней, современникам удалось идентифицировать погибшего солдата. Почему редкому случаю? Да потому, что среди солдат времен Великой Отечественной войны существовало мнение о том, что присутствие на груди медальона сулило гибель.Именно поэтому они находили ему второстепенное применение: пластмассовые или деревянные капсулы для записок с личными данными служили местом хранения швейных игл или рыболовных крючков. Есть и другая причина – несовершенная  и  часто  меняющаяся  система  учёта  личного  состава  рабоче-крестьянской  Красной  Армии. В практике, владельцы найденных  медальонов с отметкой 1941 года, весьма редко были учтены погибшими  или  пропавшими  без  вести.

Содержание найденной записки, отлично сохранившейся под 70-сантиметровым слоем земли на протяжении 76 лет, не позволило сомневаться в том, что поисковым отрядом «Вымпел» действительно найден один из солдат-арбажан. Местом его проживания указана Кировская область, Арбажский район, Шараницкий сельский совет, деревня Красногорье, к тому же один в один сошлись инициалы отца Марка Аввакумовича –  Аввакума Филипповича Долгополова.

Согласно именному списку военнослужащих рядового и сержантского состава по Арбажскому району, связь с которыми прекратилась в годы Великой Отечественной, найденного мною на страницах интернета, в своём роде, единственного документа, подтверждающего личные данные красноармейца: Марк Аввакумович Долгополов, 1913 года рождения, далее – записи согласно данным в медальоне, место службы – 688 стрелковый полк, еще одна отметка: связь с солдатом прекратилась 10 сентября 1941 года. Он, точно он! Изучая всего лишь один лист этого документа, так странно попавшего в мои руки, ловлю себя на мысли о том, что среди более десятка фамилий уроженцев Арбажского района, всего лишь одна запись – умер от ран, остальные – пропали без вести. Сколько горя и слёз, и бессонных ночей принесли эти несколько слов в семьи, где ждали и надеялись пусть на далёкую, но встречу с отцом, мужем, братом или сыном. Не сбылось!

И еще одна пометка – в официальном документе отчество записано как Абакумович.  Абакум или Аввакум? Спишем это на неграмотность писарей-штабистов. Жители Шараницы и поныне из уст в уста передают повествование о том, что в давние времена здесь был приход одного из местных батюшек, осерчавшего на своих прихожан за их провинность: те будто бы на одном из праздников ввели его в грех употребления спиртных напитков. За это святой отец наказал их, нарекая новорожденных при крещении именами Финогена, Пута, Митрофана и прочими. Имя каждому из них давалось согласно именному календарю, а вот как сложится его судьба в связи с трудностью произношения  и написания – дело стороннее. И в этом кроется ещё одна разгадка колоритности имен и отчеств местного населения, при написании которых в документах делалось очень много грамматических ошибок.

По воспоминаниям Нины Александровны Малышевой – жительницы села Шараница, ближайшей родственницы найденного солдата, семья Долгополовых считалась зажиточной и до революции даже имела свою мельницу. В самом начале войны из деревни Красногорье, насчитывающей несколько десятков дворов, на фронт призвали всех мужчин, остались лишь старики, бабы да малые дети. На родительское попечение оставил свою молодую жену с полуторагодовалой дочкой и Марк Аввакумович, отправившись на фронт в первые месяцы войны. Единственным напоминанием о нем  осталась чёрно-белая фотография (да и та не сохранилась), на которой тот в будёновке позировал со своим фронтовым товарищем. Долгие годы это фото, как и другие, бережно хранилось в родительском доме под стеклом в большой фоторамке, покуда время не стерло следы пребывания на этой земле его родителей.

– Бабонька, как мы ребятишки ласково называли свою бабушку, частенько с замиранием сердца подходила к этому снимку, по-глаживая его одрябшими от старости руками. На протяжении всей своей жизни она искренне надеялась на встречу с сыном, которой так и не произошло. Долгие годы материнское сердце не желало мириться с мыслью о том, что тот сгинул за тысячи километров от родительского дома. Даже покидая эту землю, на последнем своём издыхании она не переставала шептать сквозь забытьё пересохшими губами его имя: «Марк, Марк, Марко…», – вспоминает Нина Александровна.

Спустя годы после получения уведомления о том, что красноармеец Марк Аввакумович Долгополов пропал без вести, его родителям и жене Анне удалось узнать от земляков-однополчан о реальных событиях гибели их сына, мужа и отца.

В  один из жарких сентябрьских дней после очередного обстрела фашистами позиций Красной Армии под Смоленском, близ деревни Ушаково, красноармеец  М.А. Долгополов решил раздобыть питьевой воды. Скинул каску и, приподнявшись над окопом, по-пластунски пополз к ближайшей луже. Именно в этот момент его и сразила вражеская пуля (вероятно, снайпер). Затем начался бой, ставший для многих его однополчан последним. Судьба его жены оказалась тоже печальной: умерла, будучи ещё молодой женщиной. Дочку Марка Аввакумовича и Анны воспитывала Бабонька.

Осенью 2018 года останки погибшего солдата будут доставлены на его малую родину. Их с почестями перезахоронят рядом с могилами отца, матери и жены на погосте в селе Васильково Советского района. Пусть земля будет всем им пухом.

Печальная история. Одна из немногих о войне, где в водовороте всех ужасов военного лихолетья смешались людские судьбы и оборвавшиеся жизни. Эти истории для нас, их потомков! Чтобы помнили!

Ольга Ворожцова

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

46 − = 38