Познавательная астрономия

Разобраться в явлениях природы

Люди ищущие желают.

Посвящают мечте своей годы

И открытиями поражают.

Не хотят на диване «валяться»:

Не для этого жизненный век.

Буду с гордостью я восхищаться —

До чего же велик человек!

И у нас есть умелец такой,

Всё мечтающий к звёздам пробиться.

Что для этого выстроил он!

Остаётся нам лишь удивиться.

Прочитаю я книгу его,

Одержимая звёздами стану.

И трудом земляка своего

Я гордиться не перестану!

Г. ГРЕБЕНЕВА.

Все те, кто интересуется галактиками, звёздами, кометами, метеоритами, а также экологическим состоянием нашей планеты, будут рады прочитать новые книги Виктора Дмитриевича Одинцова из Верхошижемского района. Презентация его изданий: «Сквозь века и пространства» и «На краю чёрной бездны» — состоялась 30 января в Верхошижемской центральной районной библиотеке им. М.М. Синцова.

Виктор Дмитриевич, с детства увлечённый звёздным небом, на протяжении многих лет собирал и изучал материал по астрономии. Свою первую подзорную трубу он сделал в 14 лет, а оптикой для неё послужили линзы от очков и микроскопа. Вторую — более мощную — через год. С помощью самодельного устройства он смог рассмотреть планету Юпитер и спутники вокруг него, что вдохновило юного астронома.

Настоящий телескоп наш земляк начал строить уже в зрелом возрасте. Все необходимые для этого материалы он собирал везде, где мог, часть — покупал. Много составляющих для будущего телескопа взял со списанной военной аппаратуры и оборудования. Оптику — 25 сантиметровую линзу — выписал по почте с Новосибирского приборостроительного завода.

Первую башню для телескопа  2,5 метра в диаметре построил возле своего дома в д. Безденежные в 2000 году. После этого начал вести регулярные астрономические наблюдения.

Но пытливый ум стремился к большему, и Виктор Дмитриевич задумал сделать более мощный прибор для наблюдений. Значит, нужно было начинать строить новую просторную башню.

В специальной литературе он прочитал, что обсерватория должна находиться на возвышенности, на некотором расстоянии от жилья, чтобы тепловые потоки от печных труб не мешали наблюдениям за звёздным небом. Всё обдумав, приобрёл в черте деревни в собственность участок земли, выбрал место для будущей обсерватории и начал строительство башни. Он посчитал, что фундамент и стены будут наиболее долговечными, если использовать для их сооружения природный камень. С помощью трактора, лома и специально сконструированной им тележки, стал собирать с местных полей валуны весом 50 — 150 кг и возить их на место стройки. Для возведения стен использовал сделанный своими же руками подъёмный кран. Долгих три года потребовалось ему, чтобы возвести фундамент башни, стены и закрыть купол. Труд колоссальный! Но работа того стоила.

В обсерватории Виктора Дмитриевича побывали не только односельчане, но и многие верхошижемцы. Слух об астрономе-любителе из д. Безденежные распространился  далеко за пределы нашего района. Сейчас посмотреть звёздное небо приезжают к нему делегации из Кирова, Москвы, других городов России. Не так давно у него побывали гости из Шотландии и США. С молодым американцем через переводчика у них завязался непосредственный разговор. Побеседовав с ним на разные темы, истинный патриот своей Родины не мог не спросить о впечатлении, которое произвела на жителя другой страны наша деревня. В ответ гость, не умеющий ещё в силу возраста или менталитета сказать так, чтобы не обидеть, выпалил: «Ваши дома похожи на фермы наших дедушек 20 — 30-х годов прошлого века». При этом он высказывал искреннее удивление: как в таком месте может находиться современная, оснащённая чуть ли ни по последнему слову техники обсерватория. Этот факт в голове американца не укладывался никак…

Наведываются к Виктору Дмитриевичу и журналисты. Недавно интервью у верхошижемского астронома брали корреспонденты журнала «Русский мир». В ближайшее время материал можно будет найти в Интернете.

Богата наша земля талантливыми, даровитыми, инициативными людьми, у которых и глаз горит, и дело спорится. И если не было бы у нас таких энтузиастов в спорте, культуре, краеведении, образовании, сельском хозяйстве, погрязли бы мы в обыденности дней и проблемах, вечно кивая на несправедливость, нехватку средств и сил. А дело-то, оказывается, в нашем желании.

Книги В.Д. Одинцова можно приобрести у автора или в центральной районной библиотеке в п. Верхошижемье. Написаны они в научно-популярном стиле и адресованы широкому кругу читателей.

Светлана ШУШКАНОВА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.