Кировская область: с 1990-х и до наших дней. Образование

НА СНИМКЕ: декабрь 1996 года, кировские педагоги вышли на пикет на Театральную площадь.

Кризис 90-х отразился не только на тех, кто встретил его в сознательном возрасте, но и на подрастающем поколении. В новом материале из цикла «Кировская область: с 1990-х и до наших дней» «Источник новостей» затрагивает тему образования.
Школа выживания
Пустующие школы; учителя, вышедшие на пикеты на площади; школьники, которые вместо занятий сидят на работе у родителей… Забастовка педагогов Кировской области в 1996 году была криком отчаяния – голодающие преподаватели месяцами не получали зарплату. Вот, что пишут газеты того времени…
= Чаша терпения переполнена
Забастовки такого масштаба город не знал, пожалуй, с 1917 года. Не работают 65 из 70 общеобразовательных школ города, 44 из 106 городских дошкольных учреждения, 3 УПК, 3 ШРМ. С четверга к мероприятию присоединяются еще 12 детских садов Нововятского района и несколько городских школ… Чешут ли головы по этому поводу в Москве, пока неизвестно (27 ноября 1996, «Вятский наблюдатель»).
= Вместо зарплаты – консервы
Забастовка работников образования, начавшаяся 26 ноября, продолжается уже четвертую неделю. Однако сдвигов в выполнении требований педагогов почти никаких не наблюдается. Разве что предложенные в счет октябрьской зарплаты продуктовые наборы… «Но тогда, кроме консервов, положите нам туда еще и зубную пасту, и дешевый крем, ведь мы в большинстве своем – женщины…» – прозвучало в одном из выступлений. (20 декабря 1996, «Вятский наблюдатель»)
– У каждого, наверное, был свой способ выжить в этих условиях, – рассказывает директор школы № 28, Заслуженный учитель России Николай Целищев. – Кто-то затянул потуже пояс и уменьшил свои аппетиты, кто-то отдался полностью работе, стараясь не замечать сложности… Но самым простым, конечно, было бросить то место, где не платили, и найти то, где платят. Ушло очень много людей – людей, которые любили свою работу и могли бы еще много чего сделать в образовании.
Денег нет
Ситуация по ту сторону баррикад не обнадеживала. Властям Кировской области, не получившим в то время поддержки вышестоящих органов, оставалось лишь просить у педагогов терпения. Депутат Заксобрания Анатолий Чурин, возглавлявший органы управления образованием с конца 80-х вплоть до 2015 года, вспоминает, что так реагировать на кризис было неимоверно тяжело:
– Мы не предполагали тогда, что перебои с зарплатой продлятся восемь лет, и только в 2004 году учительству были выплачены последние долги. Все восемь лет вопросы зарплаты были на первом плане в работе департамента образования. Было неимоверно тяжело встречаться с учителями и просить их не бросать работу. И сейчас, спустя много лет, я благодарен вятскому учительству за стойкость и преданность детям и своей профессии.
Детские сады закрылись
Как подчеркивает Анатолий Михайлович, 90-е годы в нашей области, как и везде, разразился демографический кризис.
– Его последствия прежде всего отразились на дошкольном образовании. Резкое сокращение рождаемости привело к тому, что из 1,5 тыс. детских садов, работающих осталась одна треть. Область потеряла не только здания, без работы осталась почти половина работников дошкольных учреждений, – вспоминает Анатолий Чурин.
На пути к оздоровлению
Переломным годом в российском образовании, по мнению экспертов, стало начало 2000-х. Придя к власти, президент Владимир Путин призвал бизнесменов активно участвовать в отечественном образовании. Глава государства подчеркнул, что результативность реформы образования должна характеризоваться его качеством и доступностью.
Уже в 2001 году Правительство РФ выделило более 2 млрд рублей на масштабную программу компьютеризации сельских школ России. Во все эти школы впервые за последние годы были поставлены комплекты учебно-методической литературы. В 2000-м была значительно уменьшена задолженность по заработной плате учителям, а в 2001 году более половины субъектов РФ ввели собственные надбавки работникам образования. Правительство впервые стало считать образование главным ресурсом модернизации экономики. В бюджете на 2001 год образование стало самой крупной статьей расходов бюджета, обогнав финансирование обороны.
Школы мечты
В последние четыре года системе образования, в том числе вопросам оснащенности и ремонту школ, стало уделяться более пристальное внимание. Начиная с 2014 года в 93 школах области был проведен капитальный ремонт.
– Что касается нынешнего времени, то у нас прошел капитальный ремонт, мы полностью оснащены всем современным оборудованием, поэтому мы можем себе позволить уже говорить о развитии, а не о существовании, – говорит директор школы № 28 Николай Целищев.
Кроме того, с 2014 года в регионе было построено 6 новых школ. Так, например, школу на 1000 учеников в кировском микрорайоне Зиновы, открытую 1 сентября 2017 года, благодаря современному оборудованию назвали «школой мечты». Это первая построенная в городе школа за 20 лет. На ее строительство потратили 593 млн. рублей (307 млн. рублей выделили из федерального бюджета, почти 216 млн. – из городских денег и 70 млн. – из областного бюджета). Еще на 83 млн. рублей из городского бюджета закупили оборудование и мебель.
В школе есть актовый зал, большой бассейн, спортзал, футбольное поле с искусственным покрытием, волейбольная и игровая площадки. В каждом кабинете – интерактивный комплекс: проектор, интерактивная доска, две маркерные доски. У всех учителей есть компьютер с выходом в интернет, ноутбук и нетбук.
Отметим, что это пилотный проект государства, по которому в регионе будут строить школы с новым оборудованием. Следующую такую откроют в Урванцево в этом году. А до 2020 года новые школы будут построены в микрорайоне Чистые Пруды города Кирова, в Зуевке, в Нолинске. Также правительством области прорабатывается вопрос о строительстве в 2019 году школы в центральной части Кирова.
Новые детсады
Кроме того, к концу 2019 года в Кирове будут построены шесть новых детских садов.
– Они появятся в развивающихся районах Кирова, – рассказывает зампред правительства Кировской области Дмитрий Курдюмов.
Таким образом, в городе будет создано 720 мест для детей в возрасте до 3 лет и не менее 720 мест для детей старше 3 лет.
Наука и вузы
Начиная с 2000-х годов ситуация стала кардинально меняться как в высшем образовании, так и науке. Многие еще помнят, как после развала СССР финансирование науки было резко свернуто, зарплата ученых опустилась ниже уровня выживания. Ассигнования на гражданскую науку за 1990 – 1995 гг. снизились в 4,4 раза. С учетом того, что безотлагательно требовалось финансировать поддержание материально-технической инфраструктуры науки (здания, энергия, коммунальные услуги), затраты на собственно продуктивную исследовательскую работу сократились примерно в 10 раз.
Положение было катастрофическим. Поскольку заниматься наукой в новой России стало практически невозможно не только рядовым, но и крупным ученым, началось массовое бегство заслуженных и наиболее способных молодых ученых за рубеж.
– В последние годы внимание власти к деятельности вузов существенно возросло, – отмечает ректор ВятГУ Валентин Пугач. – Возросла и поддержка. Каждая из программ господдержки сопровождается существенными суммами, обеспечивающими развитие вузов.
– Последнее десятилетие для университета – это годы активного развития, – говорит Валентин Николаевич. – Университет за счет конкурсных средств отремонтировал студенческие общежития, учебные корпуса; существенно обновлена материально-техническая база, закуплены новые компьютерные классы; для центра превосходства и центров компетенций приобретено новое лабораторное оборудование. Из последних примеров – открытие студенческих коворкингов в первом, четвертом, шестом учебных корпусах в декабре 2017 года.
В помощь выпускникам
Власти Кировской области неоднократно подчеркивали, что образование – основа развития региона. Последние реформы в этой сфере направлены на решение двух основных задач – целевую подготовку кадров под фактические нужды экономики и сокращение оттока молодежи из региона.
Для формирования областного заказа на новые кадры правительство Кировской области с 2017 года уплотнило работу с предприятиями и организациями. С целью точечного подбора рабочих мест в сентябре открылся Центр содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений. Сейчас сюда поступает вся информация о необходимых предприятиям специалистах, что позволяет организовывать для студентов практику и следить, чтобы выпускники нашли работу, которая отвечала бы областному заказу.
Создание опорных школ
Одной из важнейших реформ последнего времени является создание в области опорных школ. Еще в 2010 году правительство нашего региона предугадало федеральный запрос и создало областные государственные школы. Сперва главной задачей таких учреждений был переход на новые образовательные стандарты, чтобы делиться опытом с остальными, муниципальными школами. Но в 2017-м был запущен федеральный проект по передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления на уровень субъектов, и область выступила пилотным регионом по его реализации.
С 2018-го опорная школа формируется в каждом муниципалитете региона. Благодаря этому дети смогут получать знания дистанционно (с помощью интернета), независимо от места проживания. Педагогам, работающим сразу в нескольких школах, будут предоставлены автомобили. Для обслуживания «мобильных» учителей и школьных автобусов будет создана единая транспортная служба. Все это должно решить проблемы нехватки учителей, старения учительского корпуса, износа материально-технической базы, потребности в автобусах для подвоза учеников из небольших населенных пунктов.
По задумке властей опорные школы также должны стать районными центрами притяжения. Новые учреждения будут строиться с бассейнами, концертными и спортивными залами, школами искусств, кинотеатрами и общежитиями для детей из сельских поселений. Пока часть учеников будет учиться в первую смену, другие будут заниматься спортом и посещать различные кружки, и наоборот. Но главное – после завершения учебных часов культурные и социальные объекты будут открыты для посещения всех желающих: дошкольников, пенсионеров, молодых семей. Первый такой проект будет реализован на базе опорной школы в Нолинске.
Е. Владимирова

Губернатор Кировской области Игорь Васильев:
– Образование тесно связано с развитием экономики региона. Человеческий капитал – может, не самое удачное выражение, но оно очень точно передает суть. Для Кировской области оно верно вдвойне, поскольку у нас другого капитала нет. Нет крупных запасов полезных ископаемых или курортного климата. Мы на людей рассчитываем и должны в них вкладывать. Сегодняшние школьники, принимая решение уехать из региона или остаться, решают не только свою судьбу, но и определяют будущее области. Мы не должны никого удерживать, однако обязаны создать все условия для получения качественного образования и гарантированного трудоустройства нашей молодежи.

Заместитель директора по учебно-методической работе Оричевской государственной школы Галина Ивановна Репина рассказала о том, как обстоят дела в их образовательном учреждении:
– В октябре 2002 года в эксплуатацию введено новое здание школы как объект инфраструктуры в рамках федеральной программы по уничтожению химического оружия. Проектная наполняемость – 504 места. В рамках урока технологии учащиеся старших классов изучают автодело, оборудован автокласс, силами учащихся построен автодром. Учащиеся имеют возможность получить права на вождение легкового автомобиля.
В 2010 – 2011 учебном году школа меняет статус, становится государственной. Она является базовой для учреждений школьного округа. Начинается прием в 10 класс выпускников близлежащих основных школ пгт Левинцы, п. Зенгино сел Истобенск, Пустоши, Шалегово. Начиная с 2011-го школой получены современные кабинеты биологии, химии, физики, спортивный инвентарь, а также поступило интерактивное оборудование, информационное табло, интерактивное ТВ и два мобильных компьютерных класса.
В 2016 году из областного бюджета было выделено 5 миллионов рублей на проведение капитального ремонта кровли здания школы.
В 2016 – 2017 гг. школа стала участником регионального проекта «Развитие агрообразования в Кировской области». У обучающихся 5 – 7 классов появилась возможность посещать занятия «Мобильной академии», организованной ВятГСХА.
В 2018 году школа становится региональной инновационной площадкой «Опорная школа как ресурсный центр по созданию условий для организации образовательного пространства муниципалитета».

 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

64 + = 69