Приучите делать уроки самостоятельно

Конфликты из-за несделанного домашнего задания – довольно распространенный случай. Часто родители ожидают от своих детей взрослого отношения к жизни – самоорганизации. Но не всем присущи эти качества. Поэтому оптимальным является родительский контроль выполнения заданий и мотивация быть самостоятельным.
1. Ежедневно выделяйте строго оговоренное время на выполнения заданий. Постоянство обязательства уменьшают протест со стороны ребенка – уходит чувство вины за отсрочку выполнения уроков и снижается стресс, возникающий перед началом нового дела.
2. Старайтесь выполнять домашнее задание в одно и то же время. Если у вас много внешкольных мероприятий, внесите в расписание занятий «Выполнение домашнего задания», как один из обязательных пунктов.
3. Не давайте делать уроки дольше, чем было запланировано. Это очень важное правило, так как часто дети долго раскачиваются, а потом кричат, что не успевают.
4. Вначале – уроки, потом – игра. Было бы здорово, если уроки будут сделаны до общения с друзьями по телефону, прогулок на улице и так далее.
5. Разбейте уроки на этапы:
– подготовительный этап – родитель и ребенок вместе разбираются, что нужно успеть сделать. Задавайте открытые вопросы, чтоб ребенок поразмышлял об объеме заданий и сроках его выполнения, сказал, где потребуется помощь взрослого;
– самостоятельный этап – ребенок сам выполняет домашнее задание, так как это его задание. Даже если вы находитесь в комнате для контроля выполнения заданий – не подсказывайте и не исправляйте ошибок;
– анализ результатов – вы вместе рассматриваете и комментируете результаты, затем ребенок исправляет ошибки. Было бы неплохо сделать пятиминутный перерыв перед оцениванием результата. При оценивании трудов не бойтесь хвалить – найдите три замечательных момента и два, которые надо улучшить.
6. Приучайте начинать с более сложных заданий. Вначале мозг активнее набрасывается на «твердые орешки», а десерт – легкое задание – сделать быстро и приятно лучше в конце.
7. Регулярность соблюдения правил и взрослыми, и детьми. Если система работает со сбоями, то дети – умнейшие существа, большую часть энергии начинают тратить на поиск лазеек или слабых мест родителей. Это, конечно, тоже дает результат – дети наблюдают, экспериментируют, выдвигают и проверяют гипотезы. Но домашнее задание никто не отменит, поэтому не зря говорят: «Эту энергию да в мирных целях».
Когда ребенок будет делать уроки самостоятельно? Вы должны незаметно подвести его к этому моменту. Каждый школьник индивидуален и в разное время становится самостоятельным. Для начала ослабьте контроль его уроков. Проверяйте тетрадки через день, два или три дня. Выделите время, когда вы вместе станете подводить итог прошедшей недели и обсуждать все достижения и промахи в обучении. Обязательно спрашивайте ребенка о его предпочтениях в предметах, что ему дается легче, а что тяжелее. То есть до конца не снимайте контроль, просто присматривайте издали и будьте готовы прийти на помощь.
До 13 – 14 лет идет этап становления самостоятельности школьника, и уже будет ясно, сумели ли вы научить его ответственно относиться к выполнению домашних заданий, или ребенок все еще сопротивляется. Расстраиваться в последнем случае бессмысленно, ребенку просто нужно привить интерес к учебе.
С. РЯЗАНЦЕВА, психолог д/с «Сказка» пгт Левинцы

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 5 = 1