Путь к личному успеху, или Дом, где раскрывают таланты

В 2018 году системе российского дополнительного образования детей исполняется 100 лет!

Это праздник для многих поколений мальчишек и девчонок. Кому-то из них занятия в творческих коллективах позволили определиться с профессией, кто-то просто обрёл хобби,

а для некоторых приобщение к творчеству стало началом его личной истории успеха.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Считается, что впервые внешкольная форма работы с детьми появилась ещё в XVIII веке в Санкт-Петербурге, когда в Шляхетском кадетском корпусе был открыт кружок по литературе для занятий в свободное время. Юные петербуржцы-воспитанники кадетского корпуса, посещавшие кружок, издавали свою собственную газету «Праздное время, в пользу употреблённое». По сути, эти слова и стали своеобразным лозунгом внешкольной образовательной работы с детьми.

В конце 19 века в России стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей.

А вот первое государственное внешкольное учреждение – «Станция юных любителей природы», открылось в 1918 году в Москве, в Сокольниках. Первоначально туда записалось 17 детей, но уже в 1921 году, чтобы попасть в число учеников существовал конкурс. Ребёнок проходил стажировку и только после выполнения научного задания мог быть зачислен.

В момент открытия станции появились первые кружки по интересам: орнитологи, энтомологи, водолюбы, ботаники. К 1925 году их число значительно увеличилось: добавились кружки цветоводов, звероводов, луговодов, фенологов, гидрометеорологов. На станции были свои собственные пасека и сад.

Позднее, «Станция юных любителей природы» была переименована в «Центральную биостанцию юных натуралистов имени К.А. Тимирязева» или БЮН, а ребят, которые там занимались, стали называть бюновцами.

С историей российского дополнительного образования связано немало известных всему миру событий – к примеру, открытие в 1925 году Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» или проведение в 1967 году в Севастополе на знаменитой Сапун-горе первого финала Всесоюзной игры «Зарница».

А ЧТО У НАС?

Система внешкольного образования развивалась и в Арбажском районе.

Из протокола заседания президиума райисполкома от 22 августа 1936 года «Учитывая возросшую потребность в организационном обслуживании пионеров и создании им условий в работе, организовать пионерский клуб в здании, занимаемом детской площадкой…». В первый год пионерское движение объединило 1575 детей, а ещё через год пионеров уже насчитывалось 2122.

Детская музыкальная школа п. Арбаж открыла двери для юных музыкантов 1 июля 1969 года, а детская спортивная школа появилась 20 сентября 1974 года.

Только в 1956 году у пионеров появилось собственное здание. Решением исполкома районного Совета депутатов трудящихся «коммунальное здание общей площадью 288 кв. м, занимаемое ранее исполкомом райсовета, передано под Дом пионеров, районную и детскую библиотеку». Находилось оно на улице Колхозной п.  Арбаж.

Руководители кружков тогда назывались «массовик-затейник» и «кружковод». Ими работали действительно увлечённые творчеством люди, которые получали удовольствие от сотрудничества с юным поколением арбажан.

Добрую память оставили о себе Н.Н.  Язиков, А.И. Мезенцев, З.Г. Низовцева, В.Ф. Пестова, Т.А. Крашенинникова, Л.А.  Суслова, Т.Д. Тигунова и Л.С. Новиков.

Позднее Дом пионеров переехал на улицу Советскую (на углу с Зелёной – бывшее здание церкви, сейчас разобрано), а затем – на улицу Свободы (это здание сгорело).

В 1990 году учреждению внешкольного образования была предоставлена часть нового здания № 36 по улице Советской райцентра, которое построили мелиораторы ПМК – 4 по улице Советской. Там работало 29 кружков.

Дом пионеров являлся центром пионерской работы в районе. Главным направлением его деятельности было  методическое обеспечение внеклассной воспитательной работы в школах района, кружковая работа.

Руководителями в разное время работали Н.Н. Николаева, Е.Г. Гагаринова, А.И.  Перминова, Н.Н. Токарева, Г.А. Береснева, В.И.    Смирнова, Н.С. Жгулёва, В.Г.  Долгополова, В.В. Торопова, Г.Н. Петелина, Н.С.  Зубарева, Е.И.  Калатыгина, Н.Н. Смолик, И.В.   Кислицына, Т.В. Сабанцева.

За время существования учреждения дополнительного (внешкольного) образования детям предлагалось выбрать по интересам и раскрыть свои способности в великом разнообразии кружков и секций: клубах «Лидер» и «Сувенир», драматическом коллективе «Светлячок», объединениях «Паутинка», «Сказка» и «Литературный сундучок», танцевальном ансамбле «Ветерок», кружках «Начальное техническое моделирование», «Природа и фантазия», «Юный натуралист», «Вязание на коклюшках», «Плетение из соломки», «Кружевоплетение», «Вышивание», «Плетении из бересты». Школьники продолжали углублённо изучать школьные предметы на кружках «Информатика», «Черчение» и «Математический».Для них работали секции «Мини-футбол», «Гимнастика», «Лыжные гонки», «Туризм», «Бокс», а также «Школа раннего развития», военно – патриотический клуб «Каскад» и многое другое.

С 1995 года все внешкольные учреждения стали относиться к образовательным учреждениям дополнительного образования детей, а 9 августа 1995 года приказом по Арбажскому РУО Дом детского творчества стал районным.

В феврале 2003 года к муниципальному учреждению дополнительного образования детей присоединена Детско-юношеская спортивная школа п. Арбаж.

С начала 2000-х учреждение претерпело ряд переименований. В настоящее время в райцентре оно функционирует как муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования дом творчества п. Арбаж Кировской области.

В ТЕСНОТЕ, ДА НЕ В ОБИДЕ!

Вспоминает Галина Николаевна Петелина, проработавшая в должности директора Дома пионеров в общей сложности почти два десятка лет.

«Пришла на работу в 1981 году в здание Дома пионеров на ул. Свободы. Там мы находились около десятка лет. Было тесно. Сложно было составить расписание кружков, чтобы всем хватило места для занятий. В Доме пионеров занималось около 800 детей только по посёлку.

Для мальчиков работали технические кружки. Под руководством Владимира Петровича Швецова мастерили ракеты и запускали их к Дню Победы.

При поддержке ДОСААФ в лице Леонида Ивановича Кислицына приобрели картинги. Картингистами руководил Виталий Геннадьевич Багаев. Сначала ездили вокруг здания. Позднее на стадионе была сделана трасса. Туда картингистов сопровождала милиция.

Александр Васильевич Краев, Эдуард Николаевич Белых занимались судомоделированием, кораблестроением.

Дети увлекались фотографированием вместе с педагогом Анатолием Борисовичем Чистяковым. Фотоаппараты были старого образца, которые требовали много работы с плёнкой. Но детям очень нравилось, они фотографировали работу кружков, проводимые мероприятия, походы, природу. Фотографий было очень много.»

Лично у меня, автора этих строк, интерес к фотографии проснулся именно тогда: я смекнула, что рисовать картинки с натуры гораздо дольше, чем запечатлеть их на фотоплёнке с помощью одного нажатия кнопки. И тогда пришла на кружок к А.Б.  Чистякову.

Было интересно. Проявка плёнки трудоёмка, но похожа на колдовство. А уж процесс печатания фото – вообще сродни чуду. Немало времени просижено в темноте малюсенького кабинета, в котором располагалась наша фотолаборатории на кружке в Доме пионеров, а потом и дома.

Продолжаем читать воспоминания Г.Н.  Петелиной.

«Я работала с Ольгой Иосифовной Безденежных – руководителем танцевального коллектива; Лидией Адольфовной Кислицыной, которая занималась с детьми изготовлением глиняной игрушки; Светланой Анатольевной Шангиной – руководителем кружка по вязанию; Надеждой Ивановной Краевой – педагогом по кройке и шитью одежды.»

– В Доме пионеров мы лепили из глины игрушки, затем расписывали их, – вспоминает руководитель кружка Л.А. Кислицына, ныне жительница п. Суна, в Детско-юношеском центре которого она продолжает работу по сей день в том же направлении. Ученики Лидии Адольфовны имеют дипломы всероссийского и международного уровня. – Группа была разновозрастной – от семи до 16 лет. Посещало 30 человек. Игрушки не обжигали – не было муфельной печи.

Выходили из положения кто как мог.

– Марина Кошелева свои поделки обжигала дома в русской печке, – продолжает Лидия Адольфовна. – Очень талантливой в лепке была Вероника Кислицына: её игрушки по мотивам грузинской керамики  – просто загляденье. Запомнились братья Чешуины – Андрей и Денис. Приходили на кружок такими возбуждёнными, взъерошенными, а уходили спокойными, умиротворёнными, довольными собой и жизнью. Наши игрушки выставлялись в средней школе, продавались на ярмарке.

«В то время кружки были нужны детям, – говорит Г.Н. Петелина, – потому что ценились вещи, связанные, сшитые своими руками. Для шитья принимали заказы от населения и выполняли их за плату. Для работы кружков выделялись достаточные средства, но проблема была в том, что не знали где, что  приобрести, в магазинах ничего не было. Приходилось ездить в город Киров.»

Замечу, что креативные изделия ручной работы ценятся и сейчас. Они дают возможность мастерицам не только самовыразиться, получить удовольствие от творчества, но и иметь дополнительный вполне приличный заработок, так как достаточно дорого ценятся на рынках сбыта. Ещё Генри Форд утверждал, что «самая хорошая работа – это высокооплачиваемое хобби».

Наталья ЗЕВАХИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 6

Advertise Here
Рейтинг@Mail.ru